Виды шрифтовой композиции. Характеристика композиций. Виды шрифтовых изобразительных композиций Примеры шрифтовой композиции

В зависимости от отношений, которые складываются между шрифтом и изображением выделяют 2 вида композиций: собственно шрифтовая (шрифт вступает во взаимодействие с незапечатанным пространством или цветным фоном) и шрифтовая изобразительная, включающая шрифтовую графическую, шрифтовую орнаментальную, шрифтовую изобразительную и шрифтовую фотографическую.

Шрифтовая графическая композиция представляет собой сочетание геометрических форм и шрифта. Наиболее широкое применение она нашла при разработке логотипов, фирменных знаков.

Шрифтовая орнаментальная композиция представляет собой своеобразные орнаментальные построения, в которых в определённом порядке чередуются знаки букв. Она является декоративным элементом.

Шрифтовая изобразительная композиция (сочетание шрифта и рисунка). Широко представлена в книге. Главным носителем является буквица. В последнее время интерпретированная буква часто встречается не только в виде буквицы, но и входит в состав заглавия.

Шрифтовая фотографическая распространена в сфере рекламы. Данная композиция представляет товар посредством фотографии в наиболее выгодном свете. Это требует творческого подхода к поставленной задаче. Шрифтовая фотографическая композиции характеризуется простотой, лаконизмом и очевидными ассоциативными связями.

Графика слова. Этапы построения изобразительной

Интерпретации слова с помощью композиционных средств шрифтового дизайна.

В дизайне слову принадлежит значительная роль. Слово является базовым элементом для создания шрифтовой композиции. Слово позволяет передать содержание и правильно воспринять его.

Основная функция слова определяется как номинативная, т. е. служащая для названия или обозначения предмета. Неопределённые философские понятия, прилагательные вызывают разные образы у людей. Форма графики имеет основополагающее значение, а второе место занимает содержание. В языке слово применяется в 2-х физических формах: в звуковой и в графической.



Звуковое слово позволяет человеку совершать мысленные операции с предметом не входя с ним в непосредственную связь. Но звук имеет существенный недостаток. Он относительно ограничен в пространстве и во времени. Графическое слово компенсирует эту ограниченность и передаёт мысль на большие расстояния, а также сохраняет её в течение длительного периода. Но оно уступает звуковому слову в скорости воспроизведения. Это делает обе формы функционально обусловленными и взаимодействующими как целое.

Сначала человек воспринимает форму слова, кот. вызывает в его сознании понятие предмета или образ. Или, наоборот, на сознание воздействует сам предмет (его образ). Он называет соответствующее ему слово в виде понятия. Затем возникают ассоциации, слово обретает ряд смысловых оттенков. Это важно в рекламе. Образ или текст всегда должен быть легко запоминаемым.

Под формой слова всегда понимают последовательное расположение определённых форм, букв. Определение содержания следует рассматривать через понятие или значение. Понятие – это целостная совокупность суждений (совокупность мыслей), в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта. Главным среди этой совокупности является ядро с его существенными признаками.

Значение слова шире самого понятия и его следует рассматривать с точки зрения его специфики и, исходя из этого, устанавливать связи и особенности. Работа над графикой слова должна включать следующие этапы:

1) постановка задачи;

2) определение содержания слова, рассматриваемого через понятие или значение;

3) выбор смысловых эмоциональных и волевых оттенков слова, на кот. будет сделан акцент в процессе гарфической интерпретации слова;

4) выбор графических и технических средств для решения поставленной задачи.

Графика фразы. Этапы создания графического

Образа фразы с помощью композиционных средств

Шрифтового дизайна.

Основное внимание в композиции шрифта уделяется содержательной структуре предложения. Главная роль принадлежит суждению о предмете. Предложение при этом выступает как оболочка суждения, обеспечивая их единство и невозможность функционирования одного без другого.

Суждение – это ф-ма мысли, в кот. утверждается (или отрицается) что-либо относительно предметов, их свойств, связей и отношений. Сначала определяется структура предложения (подлежащее, сказуемое), затем анализируется логическая структура суждения. Особое внимание уделяют таким методам как членение на главное и вспомогательное, соподчинённость, выделение, ритм и движение по композиции. Предложение по содержанию богаче суждения, т. к. несёт в себе эмоциональные и эстетические св-ва.

Выявление иерархической связи элементов и частей фразы даёт возможность обнаружить и усилить то, что должно быть главным, учитывая смысл и особенности зрительного восприятия. Важное значения имеют отношения главного слова или части фразы к другим элементам или действиям, соотношения с контекстом. Фраза может строится и на ассоциативных представлениях, кот. усиливают общее значение (метафора, гипербола, игра слов и т. д.). Выделение, смещение, изменение смыслового акцента также пораждает ассоциации, активизируют воображение. Необходим найти оптимальный вариант соотношения ритмики интонационного членения фразы с ритмикой шрифтовой графики.

В случаях, где усилена худ. выразительность ф-мы, графика и читается и рассматривается. Шрифтовая графика фразы предназначена для рассмотрения и отличается от чтения пространственно-временной последовательностью формирования образа. Членение – это постепенное накопление данных, из кот. строится образ, т. е. процесс развивается от частного к общему. При рассмотрении происходит обратное действие, образ складывается сразу, а дальнешее исследование графики закрепляет его.

Этапы работы над графикой:

1) исследование содержания фразы;

2) определение приоритетов (что явл-ся главным, а что имеет подчинённую роль)

3) выбор средств графического оформления.

Современные подходы к проектированию шрифтов.

Этапы проектирования шрифтов:

1) накопление и анализ информации;

2) разработка концепций (концепция-это описание целей, замыслов;

3) разработка эскизов (на данном этапе речь идёт о разработке основн. элементов шрифта: о засечках, надбуквенных элементах; прорабатываются пропорции; некоторые буквы шрифта создаются в нескольких вариантах);

4) выбор и утверждение эскизов заказчиками;

5) разработка всего проекта;

6) анализ;

7) корректировка проекта;

8) заказ продаётся на носителе, оговоренном в договоре.

Шрифтовая композиция - это гармонично связанные между собой набор букв, блоков текста и прочих участников текстового пространства, из которых составляется композиция.

Самыми наглядными примерами шрифтовых композиций в данном случае являются мемориальные доски, надгробия, памятные и въездные знаки. Однако в этих художественных объектах шрифт присутствует не всегда, так как есть не только знаковые объекты, но и информационные, а именно указания на персоналии, события, даты и географические точки.

Зачастую непростой задачей в каллиграфии является включение изображения в шрифтовую композицию ввиду различных особенностей. Одной из таких особенностей является тот факт, что шрифтовая композиция рассматривается не только целиком, но и читается в определённом порядке. Привычным для человека является чтение сверху вниз и слева направо строка за строкой.

Важно помнить, что в рамках любого проекта, основу которого составляют не только шрифты, но и графические изображения, шрифтовые конструкции вместе с остальными элементами композиции должны восприниматься как единое целое. Шрифтовые конструкции должны гармонично вписываться в структуру решения в целом, тем самым, раскрывать общую идею проекта. Шрифты и изображения не должны жить самостоятельно. Композиционное единство изображения и шрифта в шрифтовой композиции достигается путём подчинения общему пространственному ритму, близким пластическим принципам. Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иного времени одинаково проявляются в начертаниях шрифта и рисунка. Композиционное единство шрифта и изображения может основываться не только на их сближении, но и на осмысленном, умело примененном контрасте, противопоставлении объема и плоскости, статики и динамики и т.п.

Для достижения успешного результата не следует создавать элементы, одинаковые по массам. Чем очевиднее является разница и контраст размеров в композиции, тем интереснее является композиция в целом. Также при разработке того или иного проекта могут быть выставлены определённые приоритеты, относящиеся непосредственно к элементам шрифтовой композиции. Опираясь на эти приоритеты, текстовые блоки могут быть выражены более явно, чем графические элементы, и наоборот - текст может быть дополнением к графике, но также возможны исключительно шрифтовые композиции.

Одной из главных ошибок при ведении работы над подобным заданием может быть первоначальное создание изображения, после чего начинается подбор шрифта, зачастую не самый удачный. В этом случае шрифт будет казаться неуместным, а гармонизация элементов не будет достигнута. Поэтому работу над композицией, включающей изобразительные и шрифтовые элементы, нужно обязательно начинать и вести одновременно по отношению ко всем элементам. Изображение и шрифт должны обязательно находиться в исторической соподчиненности и соответствовать стилем той или иной эпохе.

Необходимо также иметь в виду то, что при всем своем историческом характере композиция служит современности и должна говорить современным языком. Т.е. черты современности должны неизбежно присутствовать в работе. Есть еще один признак, помогающий найти решение сочетания шрифта и изображения - это масштабное единство композиции.

Уже на первой стадии ведения работы должны быть представление о том, что главенствует в композиции - шрифтовые или изобразительные элементы. Как они будут соотноситься между собой и что это соотношение эмоционально выразит. Единство элементов шрифта и изображения - залог создания успешной композиции.

Сегодня типографика становиться всё более интересной в художественном плане, приобретая новые, самые необычные формы применения.

В продолжение темы креативной типографики сегодня я вам расскажу о шрифтовой иллюстрации.

Один из способов тесного слияния шрифта с изображением, носит название «каллиграмма» . Это в некотором роде графическая игра, заставляющая текст ложиться в рамки очертания рисунка и своим расположением создавать иллюстрацию.

Когда рисунок подчиняется движению строчек, включаясь в их ритм, изобразительно-шрифтовая композиция достигает своего единства.





Настоящие искусные каллиграммы могут быть довольно замысловатыми. Для их прочтения читателю требуется хорошее воображение и наблюдательность.

Хорошие каллиграммы часто выполняют вручную и для их создания необходимо определенное художественное мастерство. В качестве известных примеров таких каллиграмм можно вспомнить образцы искусства исламской каллиграфии .





Буквы, цифры, знаки – всё в дело!


С появлением компьютерных графических программ искусство шрифтовой иллюстрации предельно упростилось. Одна из самых простых техник создания таких псевдокаллиграмм состоит в простом заполнения контура иллюстрации различными фрагментами текста, словами, буквами или цифрами.





Но при всей кажущейся простоте такой «каллиграммы», эта работа требует воображения и большой аккуратности. Создавая шрифтовую композицию, важно соблюдать параметры полей и аккуратно настраивать выравнивание текста.

Если в параметрах абзаца выставить режим «выравнивание по центру» или «полная выключка», то могут образоваться неровные, «рваные» поля и неравномерные промежутки между словами и буквами. Как вы понимаете, ничего хорошего от этого ожидать не приходиться. В результате понадобится все переделывать.

Конечно, если вы опытный иллюстратор, то вам не составит особого труда создать каллиграмму. Смело заполняйте выдуманную форму шрифтом! Главное, чтобы все изменения текстуры рисунка были оправданы.

Техника шрифтового «рисунка» довольно проста — для тонирования и усиления контраста в иллюстрации обычно используют более крупный шрифт и более контрастное начертание. Также желательно, чтобы в текстуре «рисунка» не было неоправданных пробелов или слишком «сложных» мест.


Шрифт как иллюстрация


Известный живописец и график, мастер иллюстрации и шрифтового искусства, представитель стиля конструктивизма, С. Б. Телингатер писал: «Образ шрифта это тоже мысль, только выраженная художественными специфическими средствами».

Одним из самых интересных моментов в работе со шрифтами является возможность создавать иллюстрации, используя формы и начертания букв . Для дизайнеров, которые любят «поиграть» с буквами, это обширные и бесконечные возможности проектировать, творить, создавать картинки.

Здесь буквы играют роль строительных кирпичиков. С их помощью можно создавать изображения, обращенные к зрителю, как на текстовом, так и на визуальном уровне.

В качестве примера я обратился к работам дизайнера Roberto de Vicq de Cumptich :























































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: приобщение учащихся к графическому дизайну.

Задачи:

  • познакомить учащихся с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции;
  • научить построению рубленого шрифта;
  • развить навыки работы с чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль);
  • формировать представления о свободном шрифте;
  • развить компоненты визуального мышления (фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности);
  • воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству, эмоциональную отзывчивость;
  • воспитать прилежание, аккуратность, требовательность и уважение к труду, повысить самооценку.

Оборудование для педагога:

  • презентация. PPT;
  • выставка работ учащихся из фонда кабинета изобразительного искусства;
  • маркерная доска с цветными фломастерами или компьютерная графическая программа, в которой учитель может чертить (например, Компас-3D-LT);
  • чертежные инструменты для доски.

Оборудование для учащихся:

  • чертежные инструменты и материалы (линейка 30 см, угольник, циркуль, простой карандаш);
  • бумага для черчения формама А4 (А3 для работы в малых группах);
  • графический материал (цветные карандаши, фломастеры, ручки) и Клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, страницы глянцевых журналов с текстами или газеты;
  • клеенка.

Музыкальное сопровождение: пожеланию учителя можно выполнять практическую работу в сопровождении спокойной,инструментальной музыки.

План урока :

  1. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания – визуально. (2 мин.)
  3. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
  4. Восприятие учащимися учебного материала. Изучение нового материала. (10 мин.)
  5. Практическая работа. (25 мин.)
  6. Подведение итогов урока. Выставка работ. Обсуждение результатов. (3 мин.)
  7. Рефлексия деятельности на уроке. (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Проверка домашнего задания (визуально)

Давайте посмотримваши «Коллекции шрифтов», подготовленные к этому уроку (учащиеся нашли и вырезали из старых газет и журналов буквы разного размера, формы, стиля, разместили их и приклеили на формате А4, композиционное решение свободное). Как вы объясните данный выбор элементов (букв) композиции?
– Ребята, перед вами глянцевые журналы и газеты. Какой текст привлекает ваше внимание? Почему? (Учащиеся предполагают: крупный, яркий, контрастный, простой для прочтения и т.д.)

3. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока

– Повсюду нас окружают рекламные вывески и баннеры, мы читаем книги и журналы. В них нас привлекает броское название, выделяющиеся размером, цветом и характером буквы. Все это – шрифт. Шрифт – это основа для всей полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок, указателей, буклетов, проспектов, программок и т.д.) и является одной из областей дизайна. А профессия дизайнера – одна из востребованных сейчас профессий.

3. Восприятие обучающимися учебного материала. Изучение нового материала

Слайды 1-2

– Тема урока "Шрифтовая композиция". Мы сегодня будем играть с буквами. Наша задача: познакомиться с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции. Мы сегодня – дизайнеры.

Слайды 3-4

– Что такое шрифт? Это графический рисунок начертаний букв и знаков , составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. Шрифт (нем. Schrift , от нем. schreiben - писать).

Слайд 5

– Какой бывает шрифт? Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами. Мы познакомимся с основными видами шрифта. Вы видите, что шрифты бывают с засечками (антиква ), без засечек (гротеск) , пропорциональный (отображает символы разной ширины) , непропорциональный, или моноширинный , (отображает символы, размещенные на кегельных площадках постоянной фиксированной ширины ). Шрифты отличаются гарнитурой. Группа шрифтов разных видов и кеглей , имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой .

Слайды 6-7

– Как различать шрифты?

Основные характеристики шрифтов:

  • начертание : прямой, курсивный ;
  • насыщенность : светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
  • ширина : нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины ;
  • размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
  • контраст;
  • различимость;
  • удобочитаемость;
  • ёмкость;

Слайды 8-11

Каждый шрифт – это определенная композиционная система, имеющая свой художественный облик.Рассмотрим основные характеристики шрифта.

Художественный облик шрифтов:

  • Декоративный.
  • Динамичный .
  • Изящный. Римский капитальный, антиква, академический шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
  • Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
  • Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск . Применяется для написания лозунгов , плакатов , транспарантов .
  • Свободный.
  • Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
  • Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).

4. Подготовка к художественной деятельности. Показ на доске.

Слайды 12-13

– Сегодня мы подробно поговорим о монументальном (рубленом) шрифте, о его особенностях начертания, пропорции и художественных характеристиках. На уроке мы рассмотрим понятие «типографика» (типографика – это уже творческое преображение печатного текста в элемент графического оформления, оно обходится без использования иллюстративной и изобразительной графики, а выполняется с помощью моделирования и монтажа текста ). Типографика превращает текст в яркие и оригинальные графические образы.

Слайд 14

Шрифт рубленый по начертанию можно разделить на три группы: буквы, состоящие из прямых элементов (Г, Е, Ё, Н, П, Т, Ц, Ш, Щ – верхняя строчка слайда), буквы, состоящие из прямых и наклонных элементов (А, Д, Ж, И, Й, К, Л, М, У, Х – средняя строчка), буквы с округлыми элементами (Б, В, З, О, Р, С, У, Ф, Ч, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я – нижняя строчка).

Одним из методов точного построения шрифта является метод модульной сетки (3 по горизонтали и 5 по вертикали). Модуль является постоянной и основной единицей измерения буквы, который дает возможность сохранить основные пропорции букв и знаков. Модульная сетка 3 на 5 применяется в группе букв (Б, В, Е, З, И, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ч, Ь, Э, Я) и для группы букв, которые пишутся несколько больше остальных 4 на 5 (А,М, Ц, Ъ) и 5 на 5 (Д, Ж, Ф, Ш, Ю), модульная сетка 2,5 на 5 (Г), модульная сетка 6 на 5 (Щ).
Учитель на доске демонстрирует построение букв по масштабной сетке. Учащиеся на листочках в клетку отстраивают буквы чертежными инструментами.

Научившись строить буквы рубленого шрифта, вы сможете видоизменять и совершенствовать шрифты, которыми уже овладели, или даже придумывать свои собственные, оригинальные шрифты!

5. Практическая работа учащихся

Слайд 15

Задание 1: построить шрифтовую композицию «Мое имя» в центре листа А4 чертежными инструментами по масштабной сетке 20х20 мм (высота букв 100 мм).

Слайд 16-20

Далеевыполнить шрифтовую композицию «Мое имя» в цвете графическими материалами, отображая образы времен года. Просмотр фотографий с изображением природы. Обращение внимания на цвет, характерные признаки и состояние.

Слайд 21-23

Критерии:

Слайды 24-25

Задание 2: построить шрифтовую композицию «Говорящее слово» в центре листа А4 чертежными инструментами (рубленый шрифт).

Сначала подбирается слово (имя существительное, нарицательное, включающее от 4 до 6 букв). Необходимо изобразить выбранное слово так, чтобы все буквы были «опредмечены»: слово должно читаться через изображенный образ в силуэтах букв и вокруг них, каждая буква должна нести на себе смысловую нагрузку всего слова. Затем отстраиваются буквы рубленого шрифта на листе формата А4 по масштабной сетке 10х10 мм, между буквами промежуток 10 или 20 мм в зависимости от количества букв в слове. Затем работа выполняется графическими материалами, которыми необходимо передать фактуру и образ изображения. Изображение должно получиться ярким, красочным, фактурным.

Слайды 26-31

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 32

Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 1).

Инициалы – это первые буквы фамилии, имени, отчества (3 буквы). Начинается работа с поисковых эскизов композиции (соприкосновения букв в точке, в линии, буква в букве). Учащиеся выполняют по 5 вариантов композиций размером не более 20х20 мм на формате А4 слева простым карандашом. Выбирается учителем наиболее удачный эскиз, далее разрабатывается учеником на этом же листе справа размером не менее 100х100 мм в цвете графическими материалами (вариант 1) или в технике аппликация (вариант 2). Главное в работе добиться отражения своего стиля, своих интересов и характера.

Слайды 33-35

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 36

Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 2).

Слайды 37-39

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 40

Задание 4: создать шрифтовую композицию «Рисованные буквы (свободный шрифт)» в центре листа А4.

– Мы рисуем предмет буквами. Начать работу необходимо с контурного рисунка какого-либо предмета или животного. Затем надо вписать в этот предмет букву за буквой так, чтобы осталось как можно меньше промежутков между ними. Буквы могут быть разной высоты и ширины, конфигурации, но всё же выполнены в едином стиле. Потом убираем контур изображения. Далее прорисовываем композицию цветом. Здесь необходимо как можно точнее передать фактуру и образ предмета или животного, чтобы при первом взгляде воспринималось цельное изображение, а потом уже прочитывались буквы.

Слайды 41-43

– Каких животных вы знаете? Чем отличаются птицы от зверей, насекомые от рыб и т.п.? Обратите внимание на силуэт различных животных.

Слайды 44-47

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 48

Задание 5: «Выставка кошек и собак» – создание образа животных в технике аппликация из букв, вырезанных из старых газет и журналов по контуру. Работа выполняется в малых группах (по 2 человека). Перед выполнением задания учитель беседует с учащимися о характерных особенностях формы головы, тела, хвоста и т.д. кошек и собак. Можно предложить учащимся посмотреть фотографии животных.

Слайды 49-52

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайды 53-54

Задание 6: «Город из букв. Памятники архитектуры в буквах» – создание образа всемирно известного памятника архитектуры в технике аппликация из букв, вырезанных по контуру из газет и журналов. Работа выполняется в малых группах (по 2 человека) или индивидуально.

Слайды 55-69

– Рассмотрим памятники архитектуры разных эпох. Обратите внимание на силуэты, пропорции сооружений, на компоновку листа, на детали и архитектурные конструкции.

Слайды 70-71

– Посмотрите, варианты выполнения задания (демонстрируются работы учителя).

Слайды 72-83

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

6. Подведение итогов урока

Выставка работ. Обсуждение результатов

7. Рефлексия деятельности на уроке

– Что мы сегодня нового узнали (выстраивание смысловой цепочки, сравнение способов и методов работы, применяемые другими со своими)? Какие понятия и термины запомнили (типографика, монументальный рубленый и свободный рисованный шрифты, модульная сетка и т.п.? Чему научились?

– Задания 1-3, 6 предлагаются учащимся 7-х классов (программа «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» под руководством Б.М. Неменского).
– Для выполнения заданий 4-6 урок следует начать со знакомства с различными видами и характеристиками шрифта (слайды 1-11), пропускается раздел построения рубленого шрифта (слайд 12-35), далее учитель переходит к объяснению заданий и просмотру с учащимися иллюстративного материала по теме задания (слайды 40-69).
– Иллюстрации на слайдах 16-19, 41-43, 48 можно растянуть на весь экран.
– Смена слайдов в презентации автоматическая.

Шрифтовые композиции.

Шрифтовые композиции постоянно используются в дизайне окружающей среды. Это – памятные доски, вывески, надписи на упаковках и этикетках промышленных товаров и т. д. Надписи имеют не только информационное значение, но и создают эстетическое качество среды обитания человека.

В зависимости от назначения, шрифт может быть изящным или массивным, строгим или живописным. Главными эстетическими критериями выбора того или иного шрифта является гармоничность его пропорций, красота рисунка каждой буквы, простота и понятность, четкость и соразмерность. В шрифте все буквы должны гармонично сочетаться друг с другом в любых возможных комбинациях, быть красивыми и хорошо читаемыми.

Еще на заре своего развития человек стремился зафиксировать и передать определенную информацию с помощью шрифта, отразить исторические события и свое отношение к ним. Это послужило причиной появления предметного и картинного письма. Постепенно, для ускорения процесса письма, появились знаки-символы. Такой вид письма называется образно-символическим.

Наиболее ранним примером образно-символического письма является клинопись, созданная в IV тысячелетии до н. э. древним народом - шумерами. К нему относятся и китайские и древнеегипетские иероглифы. Древние правители увековечивали в камне свои имена и деяния, победы над врагами значительные события политической жизни. Камень, единственный в то время долговечный материал, выполнял роль носителя информации.

Много интересных примеров использования шрифта в архитектуре можно видеть в искусстве и архитектуре Древнего Египта. Египетское иероглифическое письмо возникло в четвертом тысячелетии до новой эры. В нем было до 600 изображений предметов, людей, птиц, животных. Египетские мастера очень искусно, с учетом условий восприятия и освещения текста высекали свои рельефы на обелисках, пилонах и колоннах храмов.

На базе египетских иероглифов был создан древнейший алфавит . Алфавитом, или азбукой, называется совокупность знаков, принятых для обозначения звуков речи в письменной системе какого-либо языка и расположенных в определенном порядке. Знаки алфавита называются буквами. Алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний, называется шрифтом. Шрифт, как конкретное воплощение алфавита, непосредственно связан с инструментами и материалами, с помощью которых осуществляется письмо и обусловливается материальной культурой общества и его эстетическими нормами, вследствие чего, шрифт постоянно претерпевает заметные изменения в ходе исторического развития.

Примерно в X веке до н. э. греки создали свой алфавит и добились большого совершенства в написании текстов. Они встречаются не только на гробницах, но и в святилищах и даже в частных домах. В отличие от надписей Древнего Египта, где многократно поминался и прославлялся фараон, здесь надписи выполняют иную, более информационную роль.

К надписи греки предъявляли требования как эстетического, так и функционального характера, учитывая условия восприятия текса.

Греческие колонии в Италии перенесли туда свою письменность. На ее основе были созданы различные варианты латинского алфавита. Греческие буквы на итальянской почве эволюционировали в течении долгого времени, и постепенно приобрели такие начертания, которые мы называем латинским, а не греческим письмом.

Если греческие надписи состояли из высеченных букв одной толщины, то в латинских надписях у букв появляются различные толщины у основных и вспомогательных штрихов, а также существуют засечки, появление которых обусловливалось спецификой высечения букв на камне. Эти засечки, появившись чисто технологически, были в дальнейшем художественно обыграны, превратились в изысканные формы.

С появлением христианства появляются и ранне христианские надгробные надписи с именем усопшего. Иногда рядом изображались символы христианской веры: рыба, голубь, якорь, пальмовая или оливковая ветвь. Стечением надписи становятся многословнее. С IV в. появляются в христианских надписях закругленные начертания букв.

В надписях раннего средневековья, в большей или меньшей, мере сохраняется античная форма, которая внешне усложняется. В романской и готической архитектуре шрифтовые композиции мы видим на порталах и в интерьерах храмов, на надгробных плитах, саркофагах.

В эпоху Возрождения появляются теоретические трактаты о построении шрифта. Дюрером исследуются закономерности размещения шрифтовых композиций на зданиях. В основном, в применении шрифта в архитектуре копируются античные образы.

В архитектуре стиля барокко шрифтовые композиции были созвучны времени. Они приобрели вычурность, декоративную сложность. Всевозможные вензеля на порталах храмов и общественных сооружений, декоративных металлических воротах, надгробиях и памятных досках украшали и без того пластически сложную архитектуру.

К середине XVIII в. происходит переход к классической антикве в шрифтовых композициях на зданиях и сооружениях. В начале XIX столетия появляется новый, так называемый египетский шрифт (брусковый), у которого была одинаковая толщина всех линий и засечек букв. Пропорции букв и расположение засечек такие же, как и шрифта антиквы. Шрифт гротеск (рубленый), как и египетский, возник в Англии в начале XIX века. Структура букв гротеска сходна со шрифтом антиквы. В гротеске как и в египетском шрифте все штрихи букв имеют одинаковую толщину. Отличие гротеска от других шрифтов - отсутствие засечек.

Под влиянием декоративного искусства на рубеже XIX и XX веков появляются своеобразные по начертанию шрифты, созвучные стилю модерн, господствовавшему в то время. Образцы этого шрифта были и на зданиях. Среди растительного орнамента располагались шрифтовые вставки, вензеля, монограммы, как правило, в технике поливной глазури.

Шрифт в русской архитектуре использовался очень широко - во всевозможных закладных и памятных досках на стенах древних церквей, надписях на общественных зданиях , стелах, обелисках, памятниках, надгробиях. Они выполнялись в камне, выкладывались изразцами, изготавливались в меди и золотились, а в интерьерах писались краской. Азбуки, ставшие основой славянского письма, называют глаголицей и кириллицей.

В конце XIV-XV вв. возникает скоропись и вязь. Вязь - декоративное письмо, где каждая буква делается элементом украшения. Важнейшим событием петровской эпохи (1708 г.) стало создание гражданского шрифта. Сам Петр I принимал активное участие в его создании. Форма русских букв была изменена на основе латиницы. Вершиной русского шрифтового искусства можно считать шрифт русского классицизма. Шрифты того времени (елизаветинский, александровский и академический) оказали огромное влияние на современные буквенные конструкции.

Шрифтом, наиболее соответствующим прикладному искусству и архитектуре конструктивистов 20-х годов XX века, оказался шрифт рубленый. В 40-50 годы архитектурный стиль меняется, теперь ему больше соответствуют шрифты, основанные на классике. Поэтому надписи станций метро, построенных в 40-50 гг., выполнены на основе антиквы, в различных ее вариантах.

В 80-е годы, надписи в большинстве своем выполняются уже на основе рубленого шрифта, гротеска и скелетного гротеска (узкого архитектурного шрифта). Современные шрифты разделяют по технике воспроизведения: рукописный, рисованный, гравированный, типографский. По начертанию букв: курсивные, наклонные, нормальные, узкие, широкие, светлые, полужирные и жирные. Шрифты одного и того же начертания объединяются в одну гарнитуру. Каждая гарнитура имеет собственное наименование: академическая, романская, гротеск и т. д.

При всем многообразии сооружений, на которых пишутся надписи, материал выполнения надписи довольно ограничен. Имеются в виду надписи в архитектуре, выполненные в долговечных материалах. Это надписи в бетоне с включением других материалов и обработанные различными способами. В основном, это или врезанные буквы, или буквы выступающие от поверхности стен. Очертания букв на бетоне воспринимаются за счет светотени. Если буквы выполнены в граните или мраморе, характер букв тот же, что и в бетоне, но буквы почти сплошь врезные, глубина врезки меньше, т. к. восприятие шрифта идет не только за счет светотени, но и за счет разности фактур (полированные, матовые, прочеканенные поверхности).

Практикуется изготовление шрифтов из кованой меди, кованого алюминия , литой бронзы , литого стекла. Есть много примеров комбинированных надписей. В применении шрифта в архитектуре существует ряд специфических проблем и особенностей. Для обеспечения синтеза шрифта и архитектуры необходимо учитывать характер самого здания и роль и характер надписи на этом здании, ее эмоциональную и функциональную роль, а также масштаб текста и здания, условия восприятия текста с различных точек, условия освещения текста, его удобочитаемость и композицию самой надписи на

этом здании.

Некоторые общие правила работы над шрифтовыми композициями

При работе над шрифтовыми композициями следует соблюдать несколько правил:

Большое внимание следует уделить общей композиции надписи;

В пределах одного текста шрифт должен быть построен по одному принципу;

При выборе композиционного построения всей надписи текст целесообразно разбить на части по смыслу и определить те группы слов, которые несут на себе наибольшую смысловую нагрузку. Эти слова возможно выполнить в большем размере;

Расстояние между строчками может быть различным, но оно не может быть слишком большим, например превышающим двойную высоту букв, что может разрушить единство текста;

Слишком малое расстояние между строчками также нежелательно, оно затруднит чтение текста.

Расположение строк может быть симметричным или асимметричным.

Расстояние между буквами зависит от выбранной общей композиции текста. Если в композицию вместе с текстом входит орнамент, то необходимо соблюдать стилевое единство шрифта и орнамента.

Начинать работу над текстом нужно с определения его композиции. Сначала нужно рассчитать размер надписи по длине и ширине. Общая длина текста складывается из суммы ширины букв, интервалов между ними и интервалов между словами. Интервал между словами принято брать равным расстоянию между двумя буквами и плюс сама буква. Если в гарнитуре буквы «О» и «С» имеют круглые очертания, то они располагаются на различном расстоянии от, например, букв с наклонными боковыми очертаниями - «А», «Л», «Я», и др. и букв прямоугольного начертания - «Н», «П». Интервал между буквами «С» и «Я» или «О» и «Л» намеренно уменьшается, и тогда сохраняется цельность восприятия слова. Таким образом, в большинстве шрифтов построение интервалов между буквами предполагает их переменность.

Особую группу составляют так называемые рисованные шрифты. Они отличаются индивидуальностью и большим разнообразием форм. К рисованным относятся шрифты древних цивилизаций, но и сегодня создание таких шрифтов интересует многих художников-шрифтовиков.

Если буквы имеют прямоугольное начертание, как в художественном шрифте "гротеск", (упрощенной формой которого является "узкий архитектурный шрифт"), то для удобства расчета надписи по длине можно воспользоваться формулой:

А = I - М/М - 1, где А - это интервал между буквами, I - длина строки, N - общая длина всех букв в строке без учета интервала между ними, а N-1 количество интервалов между буквами. При таком расчете можно задаться условием, что промежуток между словами равен одной букве и двум интервалам между буквами в слове.

Способы использования шрифта в макете

Изготовление шрифтовых композиций приемами макетирования позволяет воспринимать буквы, как элементы объемно-пространственной композиции. Начинать работу над текстом нужно с определения схемы композиционного решения. Затем надпись нужно рассчитать по длине и высоте.

В макетировании разнообразие поставленных композиционных задач вызывает необходимость использования различных шрифтов. Существует масса способов использования шрифта в макете, более или менее трудоемких. По технике изготовления их можно разбить на две большие группы - объемный и плоский.

Более полно материал по теме «Шрифт в макете» можно прочитать в пособии «Макетирование».