Акустическая система своими руками: выбор динамиков, акустического оформления, изготовление. Трехполосная и двухполосная акустика: особенности, преимущества, отличия Пояснения к методике

Трехполосная акустическая система (АС) разработана для помещения площадью 25 – 30 м 2 (объем около 70 – 80 м 3), в котором произведена акустическая обработка стен и потолка звукопоглощающими материалами для минимизации переотражений и уменьшения времени реверберации.

Основные технические характеристики:

Рабочая частотная полоса: 40 – 20000 Гц

Уровень номинальной чувствительности: 88 дБ

Номинальное входное сопротивление: 8 Ом

Масса одного громкоговорителя: 50 кг

Описание:

Важно сразу отметить, что полная реализация потенциальных возможностей высококачественной АС невозможна без тщательного подхода к выбору источника сигналов, усилителя мощности и правильного размещения громкоговорителей в помещении прослушивания. Все элементы звукового тракта должны быть примерно одного уровня качества.

Модель AC VERNA 100A-022 выполнена в виде двух трехполосных громкоговорителей, которые собраны в двух отдельных секциях (фото на рис. 1) - для полосы НЧ (с фазоинвертором) и полосы СЧ-ВЧ, изготовленных с использованием современных динамических головок. Каждая СЧ-ВЧ секция установлена на корпус НЧ секции через фетровые прокладки толщиной 15 мм. Для удобства перемещения относительно тяжелой АС вместо опор установлены подвижные ролики.

Формы и пропорции акустического оформления оптимизированы для минимизации дифракционных и интерференционных эффектов, влияющих на диаграмму направленности. Для более полной реализации пространственных эффектов воспроизводимых фонограмм в верхней панели каждой из двух СЧ-ВЧ секций установлена дополнительная ВЧ головка. Они работают в той же полосе, что и фронтальные, но включены через отдельные фильтры. Такая конструкция акустического оформления позволяет устанавливать АС в самые различные по форме помещения прослушивания. Минимальное расстояние до слушателей ограничено 1,5 м. Фактическая направленность СЧ-ВЧ секции не требует строгого расположения слушателей относительно акустической системы.

Исключение параллельности панелей в корпусе, переменное сечение передней и остальных панелей корпуса, при их необходимой жесткости, свели к минимуму вредные отражения звука от панелей корпуса и окрашенности звучания. Расположение трубы фазоинвертора в днище корпуса, при низкой частоте настройки, позволило по-настоящему слышать звучание музыкальных инструментов, а не наличие или отсутствие пресловутых “низких” частот. Строгая субъективная экспертиза при прослушивании самых разнообразных жанровых программ не выявила “фазоинверторного” призвука, присущего большинству громкоговорителей с акустическим оформлением “bass reflex system”.

На рис. 2 показана электрическая схема громкоговорителя. Кроссовер представляет собой три фильтра, разделяющих спектр звуковых частот на три полосы для соответствующих полосовых головок. Для полосы НЧ применен ФНЧ третьего порядка (крутизна спада 18 дБ на октаву), для полосы средних частот - первого порядка, а в полосе ВЧ - для нижней головки (ВА4) - третьего порядка и для верхней головки (ВА5) - второго порядка (12 дБ на октаву). Выбор крутизны спада АЧХ в фильтрах определен свойствами используемых динамических головок и их акустическим оформлением.

В полосе НЧ излучателем служит 10-дюймовая динамическая головка типа 101847В, изготовленная фирмой AUDAX (Франция) по спецификации INFINITY (США). Она имеет двухслойный диффузор, основа которого - длинноволокнистая целлюлоза, покрытая тонким слоем жесткого полимера. Имея массу подвижной системы 47 г и линейное смещение +/-4 мм, головка работает в поршневом режиме до 400 Гц. По совокупности метрологических и субъективных характеристик эта НЧ головка имеет очень высокое соотношение качество/цена. Фазоинвертор настроен на частоту 28 Гц - на 5 Гц ниже основного резонанса НЧ головки. В данном случае это оказалось предпочтительнее классической настройки (на частоту основного резонанса).

Особое внимание уделено конструкции АС для СЧ-ВЧ полосы (400-20000 Гц). Ведь именно по качеству воспроизведения (звучания) этой части звукового спектра судят о качестве звучания всей акустической системы. При проверке ряда СЧ и НЧ-СЧ головок были выбраны SEAS Н1262 (Норвегия), имеющие пятидюймовые диффузоры на основе целлюлозы с демпфирующим покрытием. ВЧ головки (предпочитались изначально) - Scan Speak 970000 (Дания), с тканевыми куполами, а также дополнительные SEAS H1149. Выбранные компоненты, помимо высоких объективных и субъективных параметров, обладают и высокой стабильностью в течение срока эксплуатации.

Следует отметить, что типы головок, их эффективные площади излучения, частоты разделения полос и способы включения при данном акустическом оформлении подобраны по определенному авторскому алгоритму.

Корпус 100А-022 (его чертеж на рис. 3) изготовлен из четырех слоев MDF (толщиной 8 мм) и фанеры (10 мм). При склеивании эти материалы выдерживались под прессом в течение 12 суток, т. е. до полной полимеризации двухкомпонентного клея BERRIT. Внешнее покрытие - шпон zebrano с пятью слоями полуматового лака с отвердителем.

Внутренние поверхности оформлений оклеены натуральным мягким войлоком толщиной 15 мм. В качестве звукопоглотителя применены также марлевые пакеты с х/б ватой и специально обработанная натуральная шерсть VISATON (Германия). Асимметричная рама-распорка в НЧ оформлении установлена в выфрезерованные области (глубина 8 мм). НЧ головки установлены в корпуса без прокладок, остальные - через плотные кольца из фетра толщиной 2 мм.

В разделительных фильтрах использованы отечественные конденсаторы К73-11 на напряжение 250 В и безындукционные резисторы С5-16В мощностью 10 Вт. Катушки L1 и L2 намотаны на магнитопроводе 2500НМ размерами 8x15x85 мм проводом ПЭВ-2 диаметром 1,3 мм, остальные - проводом ПЭВ-2 0,8. Их монтаж выполнен без соединительных проводов. Элементы фильтров подобраны с точностью до 0,5 %. Соединения с головками и входными акустическими терминалами выполнены медными (чистота 99,99 %) проводами. НЧ фильтр расположен в одноименном оформлении, соответственно СЧ и ВЧ фильтры - в своем.

Приработка АС составляет не менее 300 ч при подведении широкополосного сигнала мощностью 15 – 20 Вт.

Субъективную оценку качества звучания АС модели 10ОА-022 дал пианист, главный редактор русского издания журнала GRAMMOPHON (Великобритания), эксперт Артем Аватинян:

Акустическую систему Анатолия Демьянова я слушал в комнате с акустической обработкой, колонки работали в системе со старым проигрывателем компакт-дисков Philips CD 104.

Увидев колонки первый раз, я обратил внимание, что они стоят на роликах. Как оказалось, ролики нужны, чтобы можно было легко выкатывать АС из углов комнаты перед прослушиванием. Решение не нанесло ущерба передаче нижнего регистра: бас АС тембрально ясный, отлично интонированный, с острой атакой, динамически гибкий. Всегда точно воспроизводились высота (частота основного тона) звуков в линии органной педали в широком диапазоне (последовательности нот воспринимались связно, без потерь - как мелодия), деликатные штриховые особенности в игре контрабаса (соло, в малых джазовых ансамблях).

Я слушал записи только акустической музыки - классику и джаз - из фонотеки владельца и свои. Несомненен высокий уровень музыкальной детальности, музыкального разрешения. Тембровая палитра, акустическая атмосфера музыки передавались очень естественно, с подкупающей свежестью. В звучании АС было то, что ценно для меня: лишенный синтетики звук подобен изящному рисунку, сравним с панорамной живописью, выполненной в разных техниках (в зависимости от записи) и разными кистями (не малярным валиком, как иногда бывает). Звуковая сцена воздушная, очень точная по пространственному рисунку - можно говорить не только о хорошем фронтальном, но и о глубинном разрешении, и даже судить о глубине резкости (фотографический термин) музыкального пространства - красиво сочетались четко оформленные (в фокусе) Нелегка размытые элементы. АС не претендует на адекватную передачу масштаба музыкального представления (большой симфонический оркестр, джазовый биг бэнд и т. д.), но она проецирует событие в пространство небольшой комнаты довольно аккуратно, даже можно сказать бережно.

Сложнейший тест на передачу записей фортепиано (классика, большой концертный рояль) АС прошла (по 100-бальной шкале) на 85. Было очень увлекательно слушать одну за другой записи пианистов. Система деликатно отрабатывала туше, ровность регистров (за исключением верха), весь диапазон звучностей инструмента - от пианиссимо до мощного фортиссимо, передавала эмоциональный посыл, который пианист посредством пальцев сообщал струнам. Ощущался высокий артистический градус, одушевленность звука. Слушая, я получал истинное представление об искусстве таких гениев и мастеров клавиатуры, как Гилельс, Аргерих, Плетнев, Кемпф… Хотелось слушать еще “.

При прослушивании использовался усилитель, построенный на базе известного УМЗЧ ВВ с максимальным использованием его конструктивных элементов. Общая структурная схема (ОУ плюс дискретный УН и выходной каскад) осталась аналогичной прототипу. Принципиально изменены были способы частотной коррекции, типы транзисторов и их режимы. Входной ОУ заменен на LM318, как имеющий большую линейность входного каскада. Цепь интегратора балансировки переделана для подачи корректирующего сигнала в цепь ООС, а не во внутренние цепи ОУ (что в оригинальном усилителе существенно влияет на линейность входного каскада ОУ). Целью этих изменений было подавление эффекта расширения спектра интермодуляционных искажений, вызываемого введением ООС. Именно этот эффект является основной причиной появления “непрозрачности” звучания и повышенной утомляемости при прослушивании подавляющего большинства полупроводниковых усилителей с ООС. Более того, эта проблема (в разной степени, естественно) присуща практически всем усилителям с ООС, имеющимся на рынке, как полупроводниковым, так и ламповым.

Модернизированный таким образом усилитель принципиально отличается от прототипа по результирующим свойствам. Объективно измеряемым является то, что уровень продуктов интермодуляции, возникающей при многочастотном сигнале, в области 1 – 10 кГц снизился в десятки раз, до уровня примерно -90 дБ относительно основных составляющих (и ниже -100 дБ по отношению к номинальной мощности). Субъективно воспринимаемым отличием являются “мягкость”, неожиданно большое “количество” и “объем” низкоуровневых среднечастотных и высокочастотных деталей в фонограммах, особенно при использовании АС с ленточными или изодинамическими ВЧ излучателями. Это вызвано отсутствием эффекта маскировки мелких деталей продуктами искажений. Усилитель не вызывает утомления при прослушивании и имеет детальное звучание (доработка и оценка С. Агеева).

В заключение необходимо отметить следующее:

1. При повторении конструкции сложно найти замену НЧ головке INFINITY 101847В, обладающей рядом редко сочетающихся положительных измерительных и субъективных характеристик. Наиболее подходящей заменой можно считать НЧ головку Aurum Cantus AC-250MKII (Китай), имеющую наиболее сходные инструментальные и субъективные оценки с вышеуказанной. Возможно применение двух головок SEAS H1288, но при этом следует увеличить существующий объем НЧ оформления на 30 – 45 %.

2. При экспертной субъективной оценке звучания был установлен комплект сетевых, межблочных и акустических кабелей “Сириус”, изготовитель М. Гусаров (г. Москва). Звучание АС с этим комплектом кабелей позволило значительно раскрыть потенциал примененных излучателей, звучание приобрело по-настоящему натуральные тембры, инструменты зазвучали объемно, вокальные партии оперных исполнителей обрели максимальную полноту и естественность. Особенно это проявилось при воспроизведении классической музыки. Кабели других производителей можно было не использовать, так как сходные по звучанию некоторые зарубежные дороже как минимум на порядок.

3. Систематакже достойно воспроизводит и остальные музыкальные жанры, в том числе с насыщенными низкочастотными составляющими, не обнаруживая при этом ограничения динамического диапазона при давлении до 95 дБ.

4. Полный отчет об инструментальной и субъективной экспертизе можно прочитать в журнале STEREO VIDEO № 1 за 2010 г.

5. СЧ головки SEAS H1262 требуют для полной приработки (полная стабилизация электроакустических характеристик) не менее 400 ч при подводимой мощности музыкального сигнала 5 – 10 Вт, За это время звучание головок резко меняется в лучшую сторону, что подтверждается инструментально (АЧХ, контроль воспроизведения фрагментов реальногосигналанаанализаторе спектра и др.) Существенно сократить это время помогут специальные программы, записанные на компакт-дисках, выпускаемые рядом зарубежных фирм. Это особо следует учитывать при повторении конструкции, так как изначально выбранные значения элементов разделительных фильтров могут изменяться.

6. ВЧ головки SCAN SPEAK - в них в первую очередь примечательно то что они поставляются подобранными парами. Досадно при этом, что эти парные характеристики не всегда соответствуют заявленным изготовителем. А наличие “седел” (провалы АЧХ на 3 – 5дБ в полосе 3000 – 6700 Гц), по мнению автора, никоим образом не компенсируется полосой воспроизведения 30000 Гц и большой (до 10 Вт в полосе 5000 – 20000 Гц) подводимой мощностью. “Непрогретые” головки добавляют в звучание жесткие нотки. После 100-часового прогрева “жесткость” несколько уменьшается. Но при изучении семи пар головок полного исчезновения этого эффекта не произошло. По истечении года было принято решение о замене этих изделий на головки USHER 9950-20 (Германия), которые не только имеют более предпочтительные субъективные оценки и отличные метрологические характеристики, в полной мере соответствующие паспортным данным, но и значительно меньшую стоимость.

Автор выражает благодарность за оказанные консультации и техническое содействие почетному президенту звукорежиссеров России И. П. Вепринцеву, профессору А. С. Гайдарову, разработчику и изготовителю соединительных кабелей М. Гусарову, а также группе метрологов, предоставивших специальное оборудование.

Еще немного информации по данным АС можно почитать .

Журнал «Радио» №5, 2011

Представлены в довольно большом ассортименте. Данное оборудование отличается друг от друга по сфере применения (инструментальные, концертные, студийные и другие), согласно техническим характеристикам, форме корпуса и многим другим качествам.

Наиболее важным параметром, который необходимо учитывать в первую очередь, является количество «полос» в системе. Согласно этому критерию, выделяются одно-, трех- и двухполосная акустика. Чем они друг от друга отличаются и какая система лучше, мы постараемся ответить в этой статье.

Частота звука

Человеческие органы слуха способны распознавать от 20 до 20 000 Гц.

Поэтому качество музыки напрямую зависит от способности оборудования создавать четкие звуковые волны в данном диапазоне. С этой целью в состав стали включать динамики, воспроизводящие исключительно низкие (20-150 Гц), средние (100-7000 Гц) и высокие (5-20 тыс. Гц) частоты. В связи с этим появились:

  1. Однополосные системы, где весь диапазон частот создает один динамик.
  2. Двухполосная акустика, которая обладает двумя динамиками: один для воспроизведения музыки на средних и низких частотах, второй - только на высоких.
  3. Трехполосное оборудование - за проигрывание звуков в каждом диапазоне отвечает отдельная «колонка».

Существует оборудование с большим количеством полос, где каждый динамик воспроизводит звук в определенном Наибольшей популярностью обладают двух- и трехполосные системы - они самые доступные и обеспечивают при этом отличное качество звука.

Преимущества двухполосной акустики

Двухполосные акустические системы пользуются наибольшей популярностью среди автомобилистов.

Они обеспечивают оптимальное качество звука, при этом обладают доступной ценой. Из-за развития технологий двухполосная вытесняется трехполосным оборудованием, однако она все еще распространена из-за своих преимуществ:

  1. Простая конструкция, что упрощает установку и настройку.
  2. Высокая степень согласованности между динамиками, благодаря чему повышается и качество звучания.
  3. Максимально естественное, «живое» звучание.

В двухполосном оборудовании есть всего два динамика - НЧ и ВЧ. НЧ колонка воспроизводит звуки в низком и среднем диапазонах, а ВЧ - только в высоком. Благодаря этому для работы системы необходимы простые разделительные фильтры.

Особенности трехполосного оборудования

Трехполосная акустика отличается от уже описанной системы лучшим звучанием. Оборудование в таких системах доукомплектовывается СЧ динамиком, который несет так называемую «пространственную» информацию, создает объемное звучание. Кроме того, благодаря разделению обязанностей, оборудование стало компактнее.

Отрицательным качеством трехполосных систем является высокая цена. Она в два-три раза выше, чем у двухполосной акустики. Более того, трехполосная акустика подразумевает установку кроссоверов - сложных фильтров частот. Для настройки такого оборудования необходимо обладать отличным слухом, иначе добиться согласованности от динамиков не получится.

Отличия акустических систем

Любая акустическая система состоит из динамиков (СЧ, НЧ и ВЧ), фильтрующего оборудования, усилителей сигнала, звуковых кабелей и входных клемм. Фильтрующие устройства отвечают за разделение звукового сигнала на несколько диапазонов. Фильтр двухполосной акустики разбивает частоты на два «участка» - до 5-6 тыс. Гц, и выше 6 кГц. Трехполосные устройства, как правило, оснащаются кроссоверами - регулируемыми фильтрами частот, которые разбивают диапазон звучания на три участка.

Все акустическое оборудование может быть активным либо пассивным. В первом случае каждый динамик оснащается отдельным усилителем сигнала. Такое решение облегчает согласование излучателей, снижает общую стоимость системы. Однако вместе с тем возрастает сложность обслуживания, установки и первичной настройки. Отдельные усилители чаще всего дополняют комплект трехполосных устройств.

Коаксиальные и компонентные динамики

То, как будет звучать трех- или двухполосная во многом зависит от типа динамиков, которые бывают коаксиальными и компонентными. Первые представляют собой единую монолитную конструкцию, в которой объединены излучатели высоких, средних и низких частот. Такое решение делает звук узконаправленным. Поэтому такие устройства используют в качестве дополнения и преимущественно в небольших автомобилях.

Компонентные динамики являют собой излучатели, которые можно расположить в разных местах. Благодаря этому удается добиться объемного звучания, однако усложняется процесс установки оборудования. Кроме того, при неправильной установке звуковая сцена будет весьма неоднородна. устанавливают в автомобили с просторным салоном.

Вопрос цены

Как уже отмечалось ранее, двухполосная акустика обойдется гораздо дешевле, нежели установка трехполосного оборудования. Это объясняется двумя причинами:

  • меньшее количество оборудования - требуется всего два динамика, максимум два усилителя и один фильтр;
  • простая установка - собрать такую систему можно и самостоятельно, обладая элементарными знаниями в области электричества.

В состав трехполосных систем входит более сложное оборудование, стоимость которого значительно превышает цену обычных устройств. Кроме того, если вы решили установить такую акустику, вам придется обращаться за помощью профессионалов - без специальных измерительных устройств и тонкого слуха смонтированная система будет звучать так же, как и двухполосная акустика. В этом и состоит главный ответ на вопрос о том, чем отличается двухполосная акустика от трехполосной.

Напольная 3-х полосная колонка фазоинверторного типа для 3-х полосного усилителя.

Проект 2006 года. Собрано 2 колонки.

В качестве ВЧ, СЧ и НЧ динамиков были применены изделия фирмы АСА ACALAB . Ниже приведены некоторые характеристики этих динамиков (для НЧ и СЧ переписаны с динамиков).

Характеристики ВЧ динамика НЕО Т26.8 :

Характеристики СЧ динамика МР1612.8 :

Характеристики НЧ динамика B2512.8 :

При изготовлении корпуса колонок были использованы: ламинированное ДСП толщиной 16 мм, 8 мм фанера, брус сечением 30х30 мм. Детали из ДСП были заказаны в мебельном магазине. Клеевые соединения выполнялись эпоксидным клеем. В процессе сборки выяснилось, что адгезия клея к ламинированному ДСП достаточно плохая, поэтому пришлось предварительно «ошкуривать» места клейки ДСП абразивным бруском. Конструктивно корпус представляет собой ящик прямоугольной формы размерами 1200х330х230 мм. Внутри корпус усилен тремя распорками, которые разделяют его на 4 части. Распорки выполнены из ДСП, в них вырезаны отверстия для воздушного сообщения отсеков корпуса. В верхней части корпуса (части верхнего отсека) располагается герметичный бокс СЧ-ВЧ головок, полностью заполненный синтепоном. Его внутренний объем составляет около 6л. В оставшейся части корпуса размещен НЧ динамик и фазоинвертор. Все внутренние поверхности оклеены 3 мм герленом и синтепоном. Передняя стенка колонки выполнена из 2х слоев ДСП, скрученных саморезами и склеенных эпоксидным клеем. Боковые стенки представляют собой «бутерброд» из ДСП, линолеума и фанеры. На задней стенке установлены 2 контактные панели типа РТ-433-04. Фазоинвертор – АН-69В. При выполнении электрических соединений был использован провод марки МЛТП сечением 2,5 мм 2 . Каждая колонка установлена на 4 стальных конусах, выполненных из строительных отвесов. Изначально, в каждом конусе было резьбовое отверстие с вкрученным в него болтом с отверстием. Эти болты саморезами прикручиваются к основанию колонок, и на них уже накручиваются конусы. Закручивая — выкручивая болт из конуса можно регулировать высоту ножки. Ввиду явного гаражного изготовления — конусы были разной высоты, возможность регулировать высоту пришла как некстати.

Динамики могут быть установлены в различные места салона автомобиля как с применением специальных подиумов, так и в штатные места. Для усиления эффекта рекомендуем также воспользоваться шумоизолирующими материалами, подробнее с их ассортиментом вы можете ознакомиться здесь – ссылка на соответствующий раздел. Благодаря этому звук получается более насыщенным.

3-полосная акустика в авто: особенности и ассортимент

Данная акустическая система называется компонентной и состоит из трех динамиков пассивного типа. Используемые в конструкции звуковые излучатели работают в следующих частотных диапазонах:

  • низком;
  • среднем;
  • высоком.

Разделение музыкальной композиции на три полосы звучания обеспечивает особый акустический эффект в салоне. Для комфортного прослушивания необходима установка динамиков не в одной плоскости, а в разных местах автомобиля. Подробнее о том, как настроить сцену, можно узнать .

В нашем каталоге представлены оригинальные акустические системы следующих брендов:

  • Pride;
  • Kicx;
  • Pioneer;
  • Hertz;
  • Focal и др.

Как правило, они работают в суммарном диапазоне от 50 Гц до 20 кГц, но есть модели и с расширенной частотной характеристикой. Для них характерны компактные размеры, высокая чувствительность (90–92 дБ) и отменное качество звучания.

Чтобы заказать трехкомпонентную автоакустику, воспользуйтесь кнопкой «В корзину». Доставка по РФ, СНГ и странам мира осуществляется курьерскими службами и транспортными компаниями. Все грузы отправляются в жесткой упаковке и со страховкой во избежание порчи посылки при перевозке.

Участника теста:
35 000 - 78 000 Р *

Принято считать, что наиболее точный и сбалансированный звук создает не напольная, а полочная акустика. Мы часто даже называем полочные колонки «мониторами», имея в виду их почти студийную точность звучания. Однако трехполосная конфигурация, которая также весьма способствует повышению точности и разрешающей способности, используется в полочных моделях крайне редко. Лишь пять моделей удалось найти для нашего теста. Посмотрим, насколько они окажутся хороши.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В трехполосной акустике на каждый излучатель приходится более узкий диапазон частот, благодаря чему мы получаем более высокое разрешение и если не более глубокий, то по крайней мере более четкий и управляемый бас. Однако согласование трех полос требует сложных фильтров, что может привести к снижению динамики, фазовым искажениям и нарушению тонального баланса. Эти аспекты звука я предлагаю рассмотреть особенно внимательно, Качество и цена также будут учтены и получат соответствующие оценки.

78 000 Р *


57 900 Р *


56 700 Р *


35 000 Р *


40 320 Р *

Сводная таблица

Фирма
Модель

Dali
Mentor 2

Polk Audio
LSIM703

Quadral
Argentum 330

Wharfedale
Jade 1

Частотный диапазон, Гц

39—34 000

42—45 000

36—40 000

35—45 000

65—24 000

Чувствительность, дБ

Мощность, Вт

40—180

25—120

20—200

30—120

Импеданс, Ом

Частота раздела кроссовера, Гц

3400, 12 000

500, 2800

н.д., 2800

700, 2600

570, 2500

Диаметр ВЧ, мм

Диаметр СЧ, мм

Диаметр НЧ, мм

Габариты, мм

440x200x350

385x210x345

204x425x37

506x205x280

358x195x328

Масса, кг

Чувствительность (1 Вт/1 м, 1 кГц), дБ

Импеданс max/min, Ом

5,64/21,62

20,43/3,74

41,34/3,39

16,39/3,41

14,29/3,84

Импеданс, среднее значение, Ом

Средний КНИ (100—20 000 Гц, 94/88/82 дБ), %:

0,19/0,24/0,39

0,16/0,20/0,28

0,19/0,18/0,21

0,17/0,17/0,22

0,50/0,60/0,68

Неравномерность АЧХ (100—20 000 Гц), +/-ДБ

Неравномерность АЧХ (160—1300 Гц), +/-дБ

Неравномерность АЧХ (1300—20 000 Гц), +/-ДБ

Неравномерность АЧХ (300—5000 Гц), +/-дБ

Нижняя граничная частота (-10 дБ), Гц

Результаты

POLK AUDIO LSIM703
56 700 Р *

***** Звук
***** Конструкция
***** Качество/цена

По сути своей трехполосная конструкция является самой оптимальной: распределив частоты по трем динамикам, можно заметно увеличить детальность, расширить частотный диапазон, обеспечить лучшую управляемость каждого излучателя и снизить уровень искажений. Однако при этом разработчику необходимо привести к общему знаменателю три совершенно разных по существу излучателя, задав тем самым правильную форму АЧХ и по возможности сохранив их чувствительность на приемлемом уровне.

Все представленные в тесте акустические системы продемонстрировали высокое для своей ценовой группы разрешение, очевидно лучшее, чем у большинства двухполосных моделей аналогичной стоимости, однако не все раскрыли потенциал трехполосной системы в полной мере.

С технической точки зрения
трехполосная конфигурация дает
разработчику гораздо больше
шансов создать ровную, тонально
сбалансированную и широкую АЧХ,
нежели двухполосная.

Из пяти исследуемых моделей лишь в одной были продемонстрированы сразу все преимущества использования трех полос. По этой причине я решил ограничиться одним призом симпатий, вручив его модели Polk Audio LSiM703. Эта акустика звучит наиболее ровно, достоверно и интересно. К тому же она обладает самым мощным басом, позволяющим обойтись без дополнительной НЧ-поддержки. Такой звук вполне подпадает под определение мониторного.

Еще одним потенциальным претендентом на приз симпатий была акустика Kef R300, способная весьма качественно воспроизводить СЧ/ВЧ-диапазон, однако не самый подходящий для данной модели НЧ-драйвер вынуждает использовать сабвуфер с высокой частотой среза, что значительно увеличивает сложность и стоимость системы.

Также стоит отметить неплохой потенциал, заложенный в модели Quadral Argentum 330, раскрыть который можно путем правильного выбора сабвуфера.

* УКАЗАНА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА