Опубликован: 9 января 2017 г.
2016-й, объявленный в России Годом кино, показал, как работает реформированная четыре года назад система господдержки кинопроизводства и к чему привела ставка на субсидирование студий-мэйджоров — ключевых российских производителей масштабного и зрелищного контента. Производство кино — процесс долгий, он занимает несколько лет: разработка проекта, поиск средств и ресурсов, съёмки, постпродакшн, выведение картины в прокат. Многие из крупных проектов предыдущих лет, как успешных, так и не очень, задумывались еще в «дореформенные» времена. Фильмы этого года создавались с учетом уже новых реалий.
Год российского кино прошёл под знаком объединения авторского и коммерческого кино, в попытке примирить всех со всеми. Восемь студий-мэйджоров решали задачи создания духоподъёмного и зрелищного, во всех смыслах большого кино для большой страны. Чтобы сделать это нетривиально, потребовались незаурядные личности — поэтому продюсеры коммерческого кино обратились к режиссёрам-авторам, которые искали возможности реализовать себя в изменившихся реалиях.
Самым показательным в этом смысле стал выход «Дуэлянта». Премьера этой остросюжетной исторической драмы состоялась на кинофестивале в Торонто, в прокат фильм вышел в премиум-формате IMAX. Продюсер этого фильма, президент «Кинотавра» Александр Роднянский, когда-то открывший профессиональной публике имя режиссера Алексея Мизгирёва (он и стал режиссером «Дуэлянта»), представил необычный проект, который можно смотреть и как триллер с перестрелками, и как историко-философскую повесть. Продукт получился ярким, но неожиданным. Наверняка авторы рассчитывали на большие сборы, но примерно 1,5 млн зрителей, — прокат на уровне «Омерзительной восьмерки» или нового «Стартрека» — это достойный результат.
Неплохого результата добился и «Ледокол». Остросюжетную полярную драму снял режиссер Николай Хомерики, по прозвищу «одна копия»: выпускаемые им прежде артхаусные драмы ограничивались скромным тиражом, в то время как «Ледокол» вышел на тысяче экранов и его посмотрели тоже около 1,5 млн зрителей. В обоих фильмах отметился главными ролями Петр Федоров, ставший одним из самых популярных и востребованных в стране актеров.
Лидером среди российских картин оказался «Экипаж» Николая Лебедева с Данилой Козловским и Владимиром Машковым, заработавший почти столько же, сколько «Отряд самоубийц» — самый «раскрученный» голливудский блокбастер этого года. Российскую картину посмотрело свыше 5 млн зрителей. «Дуэлянт», «Ледокол», «Экипаж» качеством постановки смогли соперничать с голливудскими аналогами. А их преимуществом стала более точная работа с национальным культурным кодом.
Студии-мэйджоры, обзаведясь финансовыми «подушками» и большими проектами, ищут новые точки соприкосновения с разной аудиторией. Продюсер Федор Бондарчук в этом году впервые снял фильм с режиссером Павлом Лунгиным — «Даму Пик». Студия Тимура Бекмамбетова выпустила «Хардкор»: первый в мире боевик, снятый целиком от первого лица молодым режиссером-дебютантом Ильей Найшуллером, вышел во всем мире, в том числе в Америке, видевшей разные аттракционы — но не такой. Ближе к концу года Илья Найшуллер снял в похожей стилистике клип для одного из самых модных заокеанских музыкальных коллективов The Weeknd.
Весь этот год режиссёры авторского кино так или иначе тянулись к массовому зрителю. Фильм-победитель «Кинотавра» этого года — музыкальная комедия о школьнике и его переживаниях «Хороший мальчик» — привлекла в кинотеатры 300 тысяч зрителей. Для фестивального кино это достаточно много, хотя и не рекордно. Его выпускала в прокат компания-представитель Disney в России. Она же прокатывала монофильм режиссера-дебютанта, врача по образованию Алексея Красовского — ленту «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли посмотрело больше 150 тысяч россиян. Злободневный и философский «Ученик» Кирилла Серебренникова был отмечен в Каннах и привлек в прокате 50 тысяч зрителей — достойный показатель для независимого кино в России.
Лица многих российских кинопроизводителей в этом году были обращены на Восток. Создатель «Вия» Алексей Петрухин снимал в Китае вторую часть этого фильма с участием Джеки Чана и Арнольда Шварцнеггера. Производство сиквела еще не закончено, но продюсеры объявили уже о работе над третьей частью — с индийскими партнерами и главной звездой индийского кино Шахрукх Ханом в кадре.
Федор Бондарчук подписал соглашение о прокате в Китае своего нового фантастического экшна «Притяжение», российская премьера которого состоится в январе. Сумма сделки не сообщается, но, по некоторым данным, речь идёт о самой крупной дистрибуционной сделке в истории российско-китайских отношений.
В китайском прокате в этом году прошел «Экипаж», но главную любовь китайцев неожиданно завоевало российское фэнтези «Он — дракон» студии Тимура Бекмамбетова, непонятое российским зрителем годом ранее.
Просочившийся в китайский пиратский онлайн-прокат фильм на русском языке с субтитрами в канун Дня всех влюбленных сделал актёров Матвея Лыкова и Марию Поезжаеву кумирами миллионов китайцев. Они по-прежнему пишут им признания в любви и шлют рисунки. Такой экспансии русского языка в массовую культуру Китая не наблюдалось со времен Мао Цзедуна.
Пусть доля российского кино в прокате осталась практически неизменной: уже несколько последних лет она колеблется в районе 18%. Но отечественные проекты в 2016-м показали способность удивлять — и нашего, и иностранного зрителя, и это можно считать главным достижением Года российского кино.
Текст: Павел Гайков
Источник http://god-kino2016.ru/