Техника шибори, фото шибори и мастер-классы. Что такое шибори? Мастер-класс по созданию необычных украшений Украшения в японском стиле шибори техника уроки

Шибори, или выражаясь более правильно Сибори, – это одна из самых древних техник по окрашиванию ткани родом из . Однако в свое время такой тип крашения текстильного полотна успешно применялся в древней Индии, у китайских мастеров и у жителей Африки.

Японская техника шибори представляет собой так называемое узелковое окрашивание, которое осуществляется путем прошивания, заматывания или связывания отдельных частей текстильного полотна определенным образом. Затем, после нанесения пигмента, ткань развязывается и окрашенные и неокрашенные области сплетаются в замысловатые орнаменты. Рисунок будущего узора необходимо заранее спланировать и проработать, чтобы добиться желаемого результата. И в этой статье мы представим вашему вниманию мастер-класс по окрашиванию ткани в технике шибори.

Необходимые материалы

Разновидностей рисунков, которые можно получить на ткани путем окрашивания, великое множество. Чтобы сделать батик в технике шибори с графичным геометрическим орнаментом, вам понадобится:

  • шелковая ткань;
  • шаблон, который поможет в нанесении контура будущего рисунка;
  • карандаш;
  • нитки и иголка;
  • краситель для ткани желаемого цвета.

Инструкция

В этом мастер-классе рассмотрен один из вариантов техники шибори, который носит название Комасу:

Также предлагаем вашему вниманию подборку тканей, окрашенных в различных вариациях стиля шибори.

Шибори. Что означает это японское слово? Фактически, ничего. Термин прижился в неправильном прочтении. Корректнее говорить «сибори». С японского переводится как «окрашивание».

Речь о технике рукоделия. В Японии к ее названию добавляют слово «дзомэ» — «узелки». То есть, речь об узелковом окрашивании. В Японии его освоили в 8-ом веке. Однако, родина техники шибори иная. На острова стиль пришел из Индии и Китая. Узнаем в чем суть метода, как узелки могут помочь в деле окрашивания тканей.

Описание и особенности техники шибори

Японская техника шибори заключается в защите некоторых участков ткани от окрашивания. Дабы пигмент не попал на них, или попал лишь частично, материи перекручивают, стягивают жгутами или завязывают в узлы.

Итогом может стать любимый узор хиппи – радужная спираль психоделического толка. Поскольку краска на ткань ложится неравномерно, получаются узоры.

Упомянув культуру хиппи, зародившуюся в Америке, заметим, что в США стиль шибори именуют «тай-дай». Его связывают именно с красочными узорами на одеждах и хиппи.

На фото варианты скручивания и перетягивания ткани для окрашивания в технике шибори

Их считали отжившими свое, но к грядущему весенне-летнему сезону о тай-дай вспомнили именитые бренды. Мастера Lacoste дали миру поло с узелковым рисунком. Иссий Мияки расцветил психоделическими узорами пиджаки и свитера. Модельер – японец. Поэтому, его тяга к узелковому окрашиванию понятна.

Купить шибори джинсы предложили на последних показах Levis. Band of Outsiders создали коллекцию красочно-расплывчатых рубашек. У The Hundreds можно найти шибори-панамы и кепки.

В 21-ом веке их выполняют из разных тканей. Исторически же шибори делали только на натуральном шелке. Ненатуральных тканей в те времена не было. К тому же, истинное узелковое окрашивание одноцветное и даже однотонное.

Использовали только индиго. Краситель получали из и синих , к примеру, . Других пигментов у простолюдинов Азии не было. Именно они и придумали технику, дабы хоть как-то украсить свои одеяния и быт.

В современном мире украшения в технике шибори далеки от эстетики бедности. Напротив, узелковое окрашивание стало символом эксклюзивности. В условиях массового, однотипного производства узоры шибори единичны.

Их невозможно повторить. Поэтому лента шибори из шелка стоит подобно полудрагоценным и наравне с ними используется в . Тесьму гофрируют. Собственно за счет «гормошки» и получается неравномерное прокрашивание ленты.

Украшения в технике шибори

Шибори-украшения , как правило, массивные. Чтобы просмотрелась красота окрашенной ткани и нужно пространство. Им, обычно, служат , фетр. Нужны материалы, к которым шибори легко приклеится или пришьется.

Порой, основой для композиции из радужной ткани служат предметы гардероба, к примеру, фетровые шляпы. Замена привычных круговых лент на них композициями шибори делает головные уборы цепляющими глаз, изысканными.

В украшениях шибори дополняют камнями насыщенных цветов, россыпью , . Красочные элементы соответствуют столь же цветной ткани. Общий вид изделий получается ярким, с восточными нотами.

Азиатские мотивы, порой, подчеркиваются и формой украшений. Возьмем, к примеру, подвеску с керамическим лицом гейши. Ее черты прорисованы в технике , а прическа – складки ткани, окрашенной узелковым методом и украшенной . Лента шибори, так же, отлично смотрится в роли крыльев птицы Феникс, или тела .

Если использовать шибори для украшений европейской стилистики, материя подходит для юбок придворных дам и их зонтиков, защищающих от . Можно сложить из лент бутоны лилий. Композиции объемные, но легкие.

Шелк, как известно, почти невесом. Утяжелить украшения могут лишь металлические вставки и. Но, если взять легковесные , а камни заменить и бисером, придворные дамы и цветочные композиции не будут обременительны даже в .

Современное шибори в украшениях не всегда натурально. Процветает псевдоузелковый метод. Драпировки крепят на да , и лишь потом окрашивают. Достаточно вспрыснуть материи красками-спреями из баллонов. Такое шибори своими руками способен сделать каждый. Но, как соблюсти исторические каноны?

Как сделать шибори

Узелковая техника берет узорами и плавными переходами цветов. – дело фантазии мастера. Однако, оттачивать технику рекомендуют на простых узорах. Это . Предлагаем шибори для начинающих с ромбовидным принтом. Потребуется белый шелк, краска одного цвета, нитка с иглой, булавки, карандаш и шаблон квадратной формы.

Начинаем работу со складывания шелка вдвое. Ткань скользит. Для удобства фиксируем ее булавками или иглами. Теперь, подставляем к бокам материи квадратный шаблон, к примеру, коробку из-под CD-диска.

Ставим ее углом. В итоге, на ткани обрисовывается треугольник. Фигуры с одной стороны ткани встают меж фигурами с другой. Расстояние между треугольниками равно длине их основания.

Обрисованные карандашом треугольники нужно прошить по контуру. Мелкие и частые стежки блокируют проникновение красителя в узор почти полностью. Большие и редкие стежки сделают орнамент на ткани отличным от основного фона лишь на пару тонов.

Нити, которыми прошиваем , не обрезают. Когда все фигуры отделены от основы, нити затягивают. Из треугольников получаются сморщенные «ушки». Обматываем их основания концами нитей.

Сила их затягивания тоже влияет на количество красителя, попадающего внутрь узоров. Чтобы преградить путь пигменту нужно обмотать «ушки» много раз да потуже.

Наступает время окрашивания. Подойдут анилиновые или проционовые пигменты. Первые – продукты окисления анилина. Это простейший органический амин. Его получают из натурального индиго. Последнее время анилиновые краски научились синтезировать, к примеру, на основе каменноугольной смолы.

Проционовые краски названы в честь одной из самых ярких звезд. Соответственно, пигменты серии поражают насыщенностью. Как и анилиновые, проционовые красители легко растворяются в воде, даже холодной.

Пигменты обоих типов идеальны для обработки натуральных тканей и кож. Анилин воздействует еще и на вискозу, шифон, то есть ряд искусственных материй. Так что, выбираем цвет, читаем инструкцию, и вперед.

Окрашенной ткани даем просохнуть. Лишь потом удаляем нити и разворачиваем полотно. Треугольники складываются в квадраты. Их сердцевина прокрашена, а остальное пространство светлое с едва уловимыми разводами цвета. Остальная ткань однотонна. Творение сгодиться на шарф. При желании, можно подготовить несколько лоскутов, сшив из них юбку или топ.

Если в планах изготовление украшений шибори, удобнее воспользоваться шелковой лентой. Ее делают иначе. Потребуется шелк, краска, деревянная палочка и утюг. Берем так же нитки, воду, чашу с широкими краями, кисти с губками и газеты.

Но, начинает работу с . Он потребуется для того, чтобы сделать обычный шелк гофрированным. Он получиться после замачивания в растворе. На стакан воды берем чайную ложку уксуса. Выдерживаем ткань в растворе 20 минут.

После, отжимаем материю и выкладываем на чистую салфетку или полотенце. Далее, трудоемкий процесс. Сворачиваем шелк от центра и проглаживаем утюгом. Гладим через ткань, к примеру, марлю.

Как сделать ленту шибори без трудоемкого проглаживания? Купить уже гофрированный шелк. Он примерно на 40% дороже и встречается редко. Если удастся купить гофр, его нужно увлажнить и сложить в ленту.

На фото лента шибори

Тоже делаем с самодельной материей. Нити пропускаем по складкам в месте сгиба. Теперь наматываем свернутый шелк на широкую деревянную палку. Кстати, материя нужна цветная.

Из белого шелка ленты шибори не делают. Секрет изделия в прокрашивании лишь верхушек сгибов. Подбираются пигменты, сочетающиеся с основным фоном. Это дает композиции особую глубину.

Сгибы намотанной на палку ленты красим губкой или кистью. Не снимая ткань с основы, кладем сохнуть, опирая о края чаши. Ее нужно удалить от солнца и обогревателей примерно на сутки.

Высохшая лента требует закрепления краски. Нужно смотать рулон, завернуть в полиэтиленовую пленку и отправить на водяную баню. Обмотка должна быть герметичной, чтобы пар не проник под нее. Выдерживаем ленту на бани полтора часа и проглаживаем по линии сгиба. Изделие готово.

Если отклониться от традиционной техники, расцветить материю можно перекисью водорода. Она даст белесые разводы. Химики вспомнят и еще несколько реагентов, действующих подобно перекиси.

Практикуют, так же, восковое окрашивание. Оно известно как горячий батик. Последнее понятие применяют к ручной росписи материй. в наносится на границы узоров, дабы закрепить их.

Если хочется почувствовать себя японцем 15-го столетия, можно прикрыть участки ткани листьями или побегами бамбука. Так окрашивали кимоно самураи. Хотите позавязвать узелки?

Выучите пару исторических названий техник шибори. Так, каноко – хаотично разбросанные мелкие узелки. Хитта каноко – уже сложные орнаменты из тех же мелких узелков.

Последний стиль возвели в ранг искусства в 17-ом столетии. Минуло 3 века, а шибори вновь на пике популярности. Подиумы ставят во главу угла ретро мотивы и этнику.

Шибори относится к последней. От узелкового окрашивания веет Востоком, сказками и очарованием древних легенд. Это и вдохновляет дизайнеров, а заодно, и их поклонников.

Сегодня мы изучим способ окрашивания изделий с помощью техники узелкового батика «шибори» (или сибори). Начнем с мастер-класса Надежды Осадченко.

На видео хорошо видно, что ничего сложного в такой технике нет. Освоить ее могут абсолютно все. И даже начинающие смогут очень быстро научиться создавать интересные и совершенно уникальные узоры на ткани.

Урок хорошо показывает, что рисунок можно выполнять в богатой цветовой палитре. Подобные орнаменты идеально украсят ваши футболки, туники, летние сарафаны, скатерти и полотенца. Яркое разноцветное переливающееся всеми оттенками радуги изображение обязательно привлечет внимание окружающих.

Отметим немаловажный нюанс. Желательно использовать для окрашивания тканей по такой технологии жидкие краски на водной основе. С плотными акриловыми красками у вас могут возникнуть проблемы, особенно поначалу. Хотя стоит уточнить, что приведенный метод – один из самых простых. Существует множество других способов, использующих различные краски и дополнительные материалы (соду, воск, уксус и т.д.).


Окрашивание футболки с помощью узелковой техник батика шибори

Сейчас покажем один из первых собственных опытов применения узелковой техники батика шибори. Для раскрашивания далеко не новой детской футболки условно белого цвета использовались краски для росписи шелка и акриловые краски.


Вот все наши инструменты и принадлежности перед началом работы. В процессе раскрашивания активное участие принимал сын (владелец футболки и по совместительству «модель»).


Для создания узлов использовались нитки и купленная по случаю резинка. Сначала обмотали центр футболки, потом создали узлы в районе плеч и снизу по бокам. В результате у нас вышел вот такой ежик:


Теперь начинаем раскрашивать футболку. Отметим, что если краски плотные, то ткань не помешает предварительно намочить. Цвета брали любые, по наитию, что попадется под руку.


Изначально была идея раскрасить футболку всего двумя-тремя цветами, сделав изображение с относительно гармоничной палитрой. Но второй участник процесса настоял на применении максимального количества различных расцветок.


Акриловые краски мы сильно разводили водой, иначе они плохо пропитывали весьма плотную ткань из хлопка. Водные краски пропитывались просто идеально, но и стоят они подороже, особенно «Силк» и «Явана». В результате получилось у нас вот что:


Полностью окрашенную футболку положили сушиться на батарею на всю ночь. Посмотреть, что у нас вышло, пока не получится, нужно ждать до утра.


Итак, снимаем высохшую футболку. Разрезаем и удаляем все нитки и резинки.


После этого проглаживаем футболку с изнанки для закрепления краски. Теперь футболку нужно постирать – для удаления лишней краски (присохшей, не впитавшейся в материал и пр.). Затем опять гладим. Вот что получилось в результате.

Вид спереди.

Наша футболочка сзади:

По результатам работы можно сделать такие выводы на будущее:

  • Лучше брать вещи с более тонкой тканью, плотный материал окрашивается хуже
  • При использовании покрывных красок для ткани, предварительно нужно намочить материал
  • Если не хотите, чтобы получались большие белые проплешины, делайте узлы поменьше размером и не завязывайте их излишне туго.

И вот так выглядит футболка на модели.

Кстати, хозяин футболки остался очень доволен и носит ее практически не снимая.

Как видите, узелковая техника сибори совсем несложная. Овладеть ею довольно легко, хотя конечно тут тоже есть немало нюансов. Ну, для начала стоит немного набить руку, а дальше пойдет легче.

А сейчас – несколько примеров различных вещей, окрашенных при помощи техники шибори.

Примеры использования техники узелкового батика шибори


Вот такая яркая футболка с сердечком посередине.


А вот так она выглядела в процессе раскрашивания. Для окраски ткани в этом случае использовались порошковые проционовые красители, разводимые при комнатной температуре в воде. Сама футболка перед окраской вымачивалась в растворе кальцинированной соды.


Оригинальная салфеточка, выполненная в монохромном (одноцветном) исполнении. Для окраски этой «мини-скатерти» использовался краситель «Гамма».


Это наша салфетка перед началом окрашивания. Все узелки готовы, сейчас она опускается в теплый раствор кальцинированной соды, потом отжимается и окрашивается.

И еще немного красоты. Тут вы видите не только футболки, майки и покрывала, но даже брюки!


А вот так выглядят «заготовки» – футболки в процессе раскраски.

Еще одна футболка.

Майка в похожем исполнении.

А это такой оригинальный постельный комплект: покрывало и две наволочки.

И в завершение – несколько очень красивых вещей, выполненных в технике шибори. Сразу сделать нечто подобное у вас вряд ли получится, зато будет к чему стремиться.






На сегодня все, успехов!

Каждое украшение, сделанное дизайнером, вызывает восхищение. Оно всегда смотрится стильно, элегантно, индивидуально.

Хотя направлений и способов в создании украшений очень много, все большей популярностью пользуются прикрасы из текстиля.

А если этот текстиль будет уникальным? Тогда и результат вызовет восторг.

Именно так можно описать украшения с применением ленты шибори. Сегодня они – одни из самых ярких и незабываемых, что делает их незаменимыми и востребованными.

И имеют самое прямое отношение к моей любимой теме батика.

Что представляет собой шибори

Шибори, или — если быть точным, сибори, — это особый . Его суть в том, что перед покраской ткань складывается, завязывается, скручивается, и лишь потом наносятся красители. Родиной этого способа является Япония , а переводится слово, как «узел». Другое название – узелковое окрашивание.

Ткань прокрашивается не хаотично, но и не равномерно. Цвет получается удивительным – переливчатый, светящийся, с очень плавными переходами.

Ленты, которые используют для изготовления украшений, гофрируют . Благодаря этому их можно изгибать и расправлять как угодно, а внешний вид при этом портиться не будет. Сама ткань очень тонкая и легкая, но при этом плотная. Поэтому не нуждается в том, чтобы ее подшивали или опаливали.

Каждая такая лента изготавливается исключительно вручную, поэтому невозможно получить две одинаковые. Оттенок каждой из них особенный и неповторимый . Лента нарезается из полотна натурального шелка. Она кроется по косой, благодаря чему на изгибах ложится плавно, а не топорщится.

Украшения с лентой шибори

Украшения сибори напоминают богатое убранство жен султанов, переливчатые перья райских птиц, меняющуюся гладь моря или перекатывающийся песок пустыни.

Создавая украшения, ленту шибори комбинируют с камнями, жемчугом, бисером, кристаллами. Техник создания очень много. Одни используют для вставок натуральные или искусственные камни. Так легкость ткани уравновешивается весом камней. Другие сочетают ленты с мелким бисером и бусинками. Так изделия получаются яркими и объемными, не утяжеленными ни фактически ни зрительно.

С применением такой эксклюзивной ленты изготавливают украшения на любой вкус – серьги, браслеты, кулоны, колье, броши. Сумочки украшают вставками из лент. При этом ткань закручивают, сжимают или растягивают гофрированные складки.

Украшения в технике шибори, даже сделанные начинающими, не просто преображают имидж, но и делают его по-настоящему оригинальным и уникальным. Данный термин, звучащий в оригинале «сибори», означает узелковое окрашивание. Заранее продуманная схема узелков позволяет получать причудливые орнаменты и замысловатые переходы цветов на ткани.

Изумрудные серьги, выполненные способом шибори

А вот для создания объемных шарфов, пледов и свитеров применяется японская техника вязания спицами шибори.

Название «японская техника шибори» является не совсем корректным, так как зарождение данного искусства произошло в Индии и Китае.

В Японии эту методику начали осваивать в восьмом веке нашей эры. Изначально она применялась в батике, позволяя каждый раз получать неповторимые рисунки. А вот шибори в валянии использовалось при изготовлении объемных фигур.

До XXI века мастера окрашивали только натуральные шелковые ткани. Подлинное узелковое окрашивание выполнялось в цвете индиго, получаемого из азурита.

Но сейчас многое изменилось, и с помощью техники шибори своими руками можно создавать шикарные украшения, в которых окрашенный в различные оттенки шелк и другие ткани расшиты бисером, стразами, ракушками, бусинами и даже полудрагоценными камнями.

Особенности украшений

Работы, сделанные в шибори, представляют собой довольно массивные предметы бижутерии, к которым можно отнести браслеты, колье, серьги, заколки и подвески.

В качестве основы под покрашенную ткань используется:

  • натуральная кожа;
  • фетр;
  • замш;
  • флизелин;
  • бархат.

Данные ткани достаточно плотные, чтобы сохранять форму изделий, но при этом к ним легко прикрепить ленты шибори и прочие декоративные элементы.

Некоторые дизайнеры предлагают украшать такими изделиями предметы гардероба. Для этого можно использовать отвороты пиджака или пальто, фетровые шляпы и т.д. Такие приемы до неузнаваемости преобразят уже привычные вещи и весь внешний вид их обладательницы.

Украшения в стиле шибори легко узнать по наличию в них:

  • цветных ленточек;
  • разноцветных камней;
  • россыпей бисера;
  • жемчужин;
  • керамических и металлических вставок.

Все это создает яркую картинку, в которой хорошо просматривается восточный стиль.

Декоративные элементы придают дополнительную роскошь украшению

В настоящее время изготовление украшений в технике шибори для начинающих в домашних условиях может быть упрощено. Те, кому трудно дается техника батик, могут прикрепить кусочки драпированной ткани на предметы бижутерии, а затем окрасить красками из баллончиков.

Изготовить такие предметы самостоятельно достаточно просто. Однако для тех, кто хочет соблюсти классические каноны, следует пройти мастер-класс и самим научиться технике батика, валяния или изготовления украшений из лент шибори.

Техника создания ленты шибори

Применяя технику узелкового окрашивания, перед тем, как сделать батик, ткань надо завязать, перекрутить, смять определенным образом и опустить в окрашивающий раствор. Можно последовательно погружать ее в растворы с разными красками для создания яркого мотива.

Сначала необходимо приготовить следующие материалы:

  • шелк;
  • деревянная палочка;
  • окрашивающее средство;
  • утюг;
  • инструменты для нанесения красок.

Перед тем, как покрасить обычную шелковую ткань, ее надо сделать гофрированной. Для этого необходимо поместить ее в раствор уксуса (на 200 мл воды берется 5 мл уксуса) и выдержать в течение 20 минут. Затем материю надо вытянуть, отжать, сложить определенным образом на чистую ткань и через марлевую салфетку прогладить утюгом. Заменить данный трудоемкий процесс можно приобретением уже гофрированного шелка.

Инструменты, необходимые для работы

  1. Смочить материал и сложить его в виде ленты.
  2. Пропустить нитку по изгибам.
  3. Намотать шелк на деревянную палочку.
  4. Окрасить ткань по изгибу с помощью поролоновой губки или кисточки.
  5. Дать ленте просохнуть в течение суток естественным образом.
  6. Сухую ленту прогладить утюгом по линиям изгиба.
  7. Для закрепления краски, необходимо сложить шелк в полиэтиленовый пакет и нагреть на паровой бане.
  8. Снова прогладить утюгом.

Полученный батик можно использовать при изготовлении всевозможных украшений, прикрепляя к нему декоративные элементы.