Как крепить камни в ювелирных изделиях. Виды оправ, способы закрепки драгоценных камней. Где купить ювелирное украшение

Кольца с драгоценными и полудрагоценными камнями - яркая нота в образе. Кто-то выбирает минерал-амулет, опираясь на гороскопы, другие влюблены исключительно в бриллианты, или, например, рубины. Но абсолютно всем хочется, чтобы украшение радовало глаз как можно дольше. А выпавший из оправы камешек - та еще неприятность. Эксперты сайт расскажут, как выбрать лучший тип закрепки и быть уверенным, что досадного приключения не произойдет.

В процессе установки камня в кольцо

Закрепка камня: особенности процесса

Закрепка - способ крепления камня, установка его в оправу. Разные закрепки позволяют создавать изделия в разном стиле с оригинальными декоративными задумками и решениями. Качество работы над установкой камня зависит от качества оправы, главная задача которой - удерживать вставку.

Правильная закрепка подчеркивает красоту камня. А вот неудачный каст перечеркнет все преимущества. Особенность закрепки в том, что пока невозможно автоматизировать процесс настолько, чтобы сравнять его надежность с ручной работой. А с такими камнями, как изумруд работать нужно максимально деликатно из-за особой хрупкости.

Виды закрепки камней

Существует три основных типа закрепки : крапановая, глухая и корнеровая. У каждой из них есть подвиды. У больших ювелирных компаний существуют даже собственные запатентованные способы закрепки.


Глухая закрепка (Bezel Settings). Камень закреплен, всажен непосредственно в специальное гнездо в металлической оправе, которая обжимает его. Идеальный тип закрепки для ежедневной носки.

Минусы:

  • Свет падает на камень только сверху, поэтому глухую закрепку чаще используют для непрозрачных камней.
  • Частично проигрывает в эстетике перед другими видами закрепки: свет не проходит сквозь вставку.



Крапановая (Prong Settings). Лапки, крапаны или крючки охватывают камень, делая акцент на нем, а не самом кольце . Лучи света проходят сквозь камень со всех сторон, создавая изумительное сияние и блеск. Такую вставку легко чистить. Также крапановая закрепка дает возможность увидеть наличие дефектов в камне.

Минусы:

  • Надежность закрепки меньше, чем у глухого способа.
  • Камешек может цепляться за одежду, волосы.
  • Края лапок могут затираться, изнашиваться при ежедневной носке или неаккуратной носке.


Корнеровая. Камень помещают не в специальные ниши, а непосредственно в металл между своеобразными столбиками (корнерами). Для этого заранее делают отверстия. Один из самых сложных видов закрепки. Чаще всего используют для мелких камней.

Минусы:

  • Высокая трудоемкость и как результат - стоимость украшения.
  • Практически невозможно изменить размер украшения.


Паве (мостовая). Разновидность корнеровой закрепки. Используют для установки большого количества мелких камней, что создает эффект сверкающей гладкой поверхности. Для этого в металле высверливают маленькие ниши для каждого минерала.

Минусы:

  • Сложная техника, требующая кропотливого подхода и мастерства ювелира-закрепщика. Из-за плохо выполненной работы камни могут выпасть из украшения.
  • Часто практически невозможность изменить размер кольца .

Канальная закрепка (рельсовая). Камни закрепляются в специальный канал (рельсу). По краям металла его запаивают. Способ применяют для прозрачных камней, через которые красиво проходит свет. При этом вставки защищены от ударов и не цепляются за одежду.

Минусы:

  • Из-за тесного контакта на камнях могут возникать сколы.
  • Требует регулярной чистки у ювелира.
  • Сложно менять размер кольца.


Клеевая закрепка. Применяют для камней сложной формы, круглых минералов, янтаря и жемчуга . Для этого во вставке заранее делают отверстие, потом камень насаживают на специальный штифт и закрепляют для надежности клеем.

Минусы:

  • Необходимость аккуратной чистки у ювелира.
  • Нельзя замачивать такие украшения в воде.

Пружинная (Tension Setting). Камень зажимается с двух сторон частями кольца, подогнанными под размер минерала. Вид закрепки обеспечивает хорошую видимость кольца и прохождение лучей света. Кажется, что камешек будто висит в воздухе. Иногда для дополнительной безопасности камень помещают в специальный ободок.

Минусы:

  • Сложный, а поэтому дорогой вид закрепки.
  • Невозможно изменить размер кольца.
  • Маленькие камни выглядят совсем крохотными, если шинка слишком массивная.


Закрепка Хало (Halo Settings). Центральный камень крепят в окружении мелких. Это увеличивает блеск и игру света, подчеркивает красоту центрального камня или создает с ним оригинальный контраст.

Минусы:

  • Сложность в обслуживании и чистке.

Невидимая закрепка (Invisible Settings)

Камни крепят в металлические конструкции-пластинки, которые оказываются скрыты под вставками. Удобный и практичный тип закрепки: камни не цепляются за одежду.

Минус:

  • Из-за удара пластинки могут деформироваться.
  • Большую часть камня не видно, поэтому свет плохо проходит через вставку.

Роль закрепки в украшении

Перед покупкой украшения со вставкой , стоит определиться, как именно будет выглядеть вставка в украшении. Почему это настолько важно и зачем заморачиваться? Эксперты сайт дают веские аргументы в вопросе, что дает правильный вид закрепки .

  • Надежность - хорошая фиксации камня в украшении и меньшая вероятность потерять его.
  • От вида закрепки зависит легкость очистки вставки от грязи и ежедневный уход.
  • Правильно подобранный способ фиксации для камня максимально раскрывает его красоту и делает украшение шедевром.

Закрепка - один из завершающих этапов создания ювелирного шедевра. Ее качество - один из показателей ценности изделия. Чтобы камень не вылетел из украшения и радовал глаз, стоит носить изделия аккуратно и снимать их, делая работу по дому. Если неприятность все же произошла, обратитесь в мастерскую .

Расскажите в комментариях, какой вид закрепки вам понравился больше всего, а какой показался самым неудобным. Если хотите выбрать для любимой идеальное кольцо на помолвку или как подарок без повода - с радостью поможем определиться с выбором ювелирной радости для особенного человека.

Корнеровый каст представляет собой вид закрепки драгоценных камней при помощи маленьких столбиков, получивших название корнеры. Иногда корнеры могут приобретать форму маленьких шариков. Чаще всего сами корнеры изготавливают из того же драгоценного металла, что и само изделие или оправа. Преимущество данной методики в том, что благодаря такой закрепке драгоценный кристалл практически освобождается из металла и получает максимум света, что обеспечивает ему блеск, сверкание, а также подобное ювелирное украшение замечательно поддается чистке.

Чаще всего корнеровый каст используют при создании ювелирного изделия, в котором планируется поместить множество мелких камней, благодаря этой методике ювелирная вставка визуально выглядит больше. Однако если же подобная закрепка выполнена недоброкачественно, то корнеры будут царапать кожу, цепляться за одежду и приносить массу неудобств.

Если говорить о структуре каста, то он может быть, либо открытым, либо встроенным. Открытый очень похож на ободковый каст, так получается, что драгоценный камень крепится как за счет столбика, так и за счет самих стенок закрепки. Так же иногда открытый вариант корнерового каста путают с .

Техника изготовления открытой корнеровой закрепки : берется небольшая полоска драгоценного металла, чаще в 1.4 - 1.8 мм, и из нее изготавливают опорный поясок, или же по-другому - гладкий ободковый каст. Это и есть будущее посадочное гнездо для камней. Теперь из полученного ободка производят выборку металла в заранее распланированных местах, в результате остаются тоненькие столбики (корнеры). Подобная операция проводится специальным ювелирным инструментом штихелем. И завершающий этап данной процедуры - дополнительная обработка корнеров.

Техника изготовления встроенного корнерового каста , который представляет собой специальное отверстие, или гнездо, куда будут вставляться драгоценные камни. Существует несколько видов встроенного корнерового каста:

  • Каст «Каре».
  • Каст «Паве».
  • Фаденовый каст.

Каст «Каре» является отдельной пластиной, которая имеет квадратную форму. В центре этой формы делают отверстие, где можно заметить четыре корнера. Чаще всего в ювелирном изделии сочетают сразу несколько видов заклепок, ведь в этом случае грани самой пластины будут длиннее диаметра вставки.

Каст «Паве» - это множество отверстий, которые практически полностью заполняют пространство пластины. В этом случае закрепки делаются четко по определенным рядам. Такое изделие выглядит очень красиво, кажется, что украшение полностью состоит из одних драгоценных камней, и совершенно нет никакого металла. Однако стоит отметить, что в данном случае камень держится не на корнере, а на тончайшем слое самого металла.

Техника каста «Паве» следующая: ювелир сначала просверливает отверстия, после чего плотно укладывает кристаллы. Теперь необходимо сделать наплывы металла, которые будут удерживать сразу группу камней. В результате кажется, что, по сути, множество мелких вставок похожи на один большой драгоценный камень.

И усредненный вариант между одним отверстием и множеством - это фаденовый каст . В любом случае, выбор корнерового каста будет зависеть от количества используемых драгоценных камней, которые можно расположить либо в шахматном порядке, либо в вертикальном и горизонтальном направлении со смещением. Подобные украшения выглядят очень стильно, элегантно и красиво, особенно, когда нет возможности купить ювелирное изделие с крупным бриллиантом.

Закрепкой в ювелирной технике называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия. Сущность закрепки заключается в том, чтобы подготовить (обработать) гнездо по форме и размерам камня, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красивым, но и удобным, Нетрудно себе представить последствия некачественно закрепленного камня - потеря камня, раздражение участков тела, соприкасающихся с шипом камня, постоянное зацепление оправой за одежду и другие предметы, находящиеся в трении с изделием и т. д. Квалифицированно и качественно закрепленное изделие помогает увидеть камень и все изделие с наилучшей стороны.
Существуют три основных вида закрепки - крапановая, глухая и фадан-гризантная (рис. 111). Крапановой называется закрепка, при которой камень держится в оправе с помощью крапаноз - отдельных стоек. При закрепке глухой, или в обжим, камень зажимается со всех сторон закрепочным (обжимным) пояском каста, непрерывным по всему периметру. При фадан-гризантной закрепке камень вставляется в изделия и зажимается там корнерами, поднятыми тихелем из металла и слегка наваленными на коронку камня.

Каждый из видов закрепки имеет свои особенности. Так, крапановая закрепка придает изделию легкость и ажурность. Наиболее открытый со всех сторон камень не только сохраняет без искажения для просмотра свою форму и огранку, но и усиливает игру благодаря поступлению большого количества света. Изделия с крапановой закрепкой камней удобны тем, что камни в этих изделиях легко промываются, а периодическая промывка камней для снятия налета и восстановления их игры обязательна.
При глухой закрепке камень надежно удерживается в оправе красиво оформленным гризантным (зернистым) пояском. Глухая закрепка дает возможность придать камню более правильную форму, подчеркивает контраст цвета камня и металла в изделиях с окрашенными самоцветами, а зеркальная подрезка на белом металле (платине, белом золоте, серебре) вокруг бриллианта как бы увеличивает его размеры. При эксплуатации изделий с глухой закрепкой камней исключена возможность зацепления оправы за одежду.
Фадан-гризантная закрепка - обилие камней в сочетании с промежуточными корнерами - придает изделию особую прелесть. Зеркальная подрезка между камнями и гризантный узор, окаймляющий их, создают впечатление слияния камней в узоре.
Каждый вид закрепки насчитывает по нескольку операций и требует разного к ним подхода в зависимости от формы и количества камней, поэтому набор инструмента и приспособлений очень разнообразен, Инструмент для закрепки камней включает более десятка наименований, Это -- штихели, ручные деревянные тиски, киттштоки, обжимки, корновертки, корнезеры, надфили, полировники, ювелирная дрель, сверла и др.
Штихели (рис. 112) - резцы, которыми вырезают гнезда для посадки камня, обжимают камень в гнезде, обрабатывают и разделывают изделия. Все режущие штихели изготовляют из сталей марок У12Д или ХВГ с обязательной закалкой. Клинок, или стержень, штихеля, длина которого 100 - 120 мм, вставляется в деревянную ручку грибовидной формы. Верхнюю часть клинка называют спинкой, нижнюю - лезвием.

Угол лезвия - это угол между боковыми гранями (сторонами) клинка. Наклонную лобовую площадку, полученную в результате затачивания, называют площадью заточки, а угол, образованный между лезвием и площадью заточки - углом заточки. Рабочий конец штихеля со стороны спинки имеет дугообразный вырез, позволяющий уменьшить угол заточки. Режущей кромкой служит ребро, образованное площадью заточки с боковыми сторонами и лезвием под острым углом.
Режущие штихели каждого наименования делятся по номерам, которые определяют толщину спинки, а следовательно, и угол лезвия. Все режущие штихели должны иметь хорошо заполированные лезвие и стенку, образующую режущую кромку. Затачивают штихели на мелкозернистых брусках 50 X 150 X 170 мм, смазанных машинным маслом. Заточку производят со стороны спинки штихеля под необходимым углом штихеля к камню, желательно, чтобы площадь заточки образовалась за один прием заточки. Полируют стенки и лезвия штихелей на мраморных брусках и коже, натертой полировочной пастой (ГОИ).
Штихели вставляют в заранее просверленные отверстия (2 - 3 мм) ручек на глубину 2/3 их длины. Длина ручек режущих штихелей от 30 до 70 мм в зависимости от изменения длины клинка в процессе затачивания, давчиков - 40 - 45 мм. Диаметр шейки 10 - 12 мм, шляпки 30 - 35 мм. Шейка ручки укреплена металлическим кольцом, предохраняющим ручку от раскалывания. Нижняя часть шляпки складывается, образованная плоскость дает возможность лучше фиксировать положение штихеля во время работы и плотнее захватывать ручку в ладони. Форма и заточка штихелей каждого наименования соответствуют их назначению. На рис. 113 приведены основные профили режущих штихелей и способы их заточки.

Шпицштихель - один из наиболее распространенных режущих штихелей, имеет клиновидную форму с выпуклыми боковыми сторонами. Угол лезвия шпицштихеля 30 - 45°, оптимальный угол заточки 45°. Может иметь прямую и боковую (правую и левую) заточку. При прямой - площадь заточки образует острый угол только с лезвием, таким образом, режущая кромка получится угловой и штихель будет выполнять черновую разделку при фадан-гризантной закрепке и двустороннюю подчистку. Шпицштнхель с боковой заточкой выполняет юстировочные функции (внутренней боковой подрезки). При правой заточке площадь заточки образует острый угол не только с лезвием, но и с правой (со стороны спинки; боковой стороной. В этом случае режущей кромкой будет правая сторона штихеля. Угол схождения площади заточки с правой стороной будет углом режущей кромки, диапазон его 45 - 60°. Левая заточка отличается от правой тем, что режущая кромка, образованная острым углом, находится на левой стороне. Шпицштихели с боковой заточкой применяют для впасовки камней при фадан-гризантной закрепке и в каст, для чистовой обработки кастов и фадан-гризантной разделки, подчистки корнеров и т. д. Лезвие штихеля слегка зашлифовывают (заваливают) на бруске. Номер штихеля и высоту рабочей части клинка выбирают в зависимости от характера работы и размеров камней. Для впасовки больших камней лезвие зашлифовывают больше обычного.
Боллштихель - штихель с закругленным лезвием, независимо от формы сечения клинка. Боллштихель может иметь вертикальные и наклонные (прямые и выпуклые) боковые стенки, в зависимости от того, каким должно быть закругление. Радиус закрепления закрепочных боллштихелей колеблется от 0,2 до 1,0 мм. Угол заточки 45 - 60°. Применяются они при фадан-гризантной закрепке для поднятия металла в штрих (пенек), на котором накатывают корнер. Величина корнера зависит от радиуса закругления лезвия и угла заточки штихеля: чем больше радиус закругления и угол заточки, тем толще поднятый корнер. Это очень ответственная операция, требующая хорошей закалки рабочего конца штихеля. При постановке корнера прикладывается большее усилие, чем при простом срезе, при перекалке же штихеля режущая кромка его сразу обламывается, а при недостаточной закалке сминается - и штихель может сорваться, сломав корнер. Боллштихель применяют для прорезки и подчистки желобковых участков изделия.
Мессерштихель - имеет клинообразную форму в сечении и острое лезвие. Угол лезвия в зависимости от номера от 15 до 30°. Угол заточки штихеля около 60°, высота рабочей части 3 - 4 мм, при более низком затачивании конец становится «жидким». Мессерштихель используют для подчистки мест между корнерами и других труднодоступных участков.
Флахштихель - при любой форме сечения клинка должен иметь плоское лезвие. Форма флахштихеля может быть прямоугольной (с отвесными боковыми сторонами), трапециевидной (с малым и большим основанием лезвия). В зависимости от назначения ширина лезвия бывает от 0,2 до 4,0 мм. Особенностью флахштихелей является то, что высота рабочего конца оставляется не более 2,0 мм, это делает инструмент удобным в работе и облегчает заточку. Узкие флахштихели используют для чистовой подрезки фадан-гризантной закрепки, обрезки корнеров и для других целей; широкие - для чистовой обработки кастов и разделки всех видов закрепки для глянцевой подрезки.
Давчик (рис. 114) - разновидность штихеля. Это - стержень, вставленный в грибовидную ручку. Различаются давчики по форме и поверхности рабочей площадки. Давчик для крапановой закрепки изготовляется из стали, его рабочая часть имеет площадку с желобковым пропилом. Рабочая часть давчика, служащего для зажатия камня узкими клапанами, не закаливается. Для зажатия толстых крапанов и стенок толстостенного глухого каста используют сапожковый давчик, рабочая площадка которого имеет мелкую насечку. Тонкостенные касты зажимают сапожковым давчиком с гладкой незакаленной рабочей площадкой. Этим же давчиком выравнивают форму каста по всему периметру. В тех случаях, когда необходимо сохранить форму крапана, поверхность стенки глухого каста или когда возникает опасность скола камня при соприкосновении давчика с камнем (для насадки мелких камней в гнездо) применяют медные давчики - сапожковые и с круглой площадкой.

Ручные деревянные тиски - применяются для закрепления камней в изделии. Используют преимущественно винтовые тиски. Длина тисков 100 - 120 мм, расхождение губок до 15 мм. По форме сечения губки тисков полукруглые, диаметром 30 - 35 мм. В тисках закрепляют камни в кольца, конструкция которых выдерживает давление штихелями, режущим, обжимным и другим инструментом.
Киттшток (рис. 115) - цилиндрическая деревянная ручка с головкой для насмаливания на ней ювелирных изделий, подлежащих закрепке. Длина ручки 90 - 100 мм, диаметр 30 - 35 мм. Форма и размеры головки выбирают в зависимости от вида и размера изделия. Головку киттштока покрывают толстым слоем специальной пасты - китта, жестко фиксирующего изделие в нужном положении.

При нагревании китт - смесь канифоли с молотым мелом или зубным порошком - размягчается и заполняет полости и промежутки изделия, а остывая, твердеет и позволяет во время закрепки камней и разделки изделия прикладывать большое усилие без опасения деформировать изделие. (Приготовление китта см. в § 16). На киттштоках укрепляют не только изделия, которые могут деформироваться, но и изделия, которые в силу своих конструктивных особенностей не могут быть укреплены в тисках.

Обжимки (обжимные пуансоны) - предназначены для обжатия камней круглой формы в глухих кастах. Обжимный пуансон (рис. 116) представляет собой стальной (закаленный) стержень с коническим углублением внутри, который вставляется в грибовидную ручку. Конусность углублений (угол схождения стенок) 45 - 60°, диаметры отверстий различны с переходом в 0,2 мм. Для удобства обжатия обжимка имеет и внешнюю конусность, угол которой задается в зависимости от диаметра стержня. Обжимные пуансоны могут быть односторонними и двусторонними. У односторонних с одной стороны расположен обжимный конус, с другой - хвостовик для закрепления обжимки в цангодержателе ручки. У двусторонних обжимные конусы расположены с обеих сторон, а в ручку стержень вставляется нерабочей (в данный момент) стороной, для чего в ручке сделана металлическая насадка с отверстием и крепежным болтом. Ручки обжимок не имеют среза, как ручки штихелей, и могут быть изготовлены как из дерева, так и из различных пластмасс. Рабочий конус обжимок должен иметь хорошо отшлифованную поверхность, без задиров, забоин и заусенцев.

Корновертки (рис. 117) - это стальные стержни со сферическим углублением на рабочем (торцевом) конце. Длина стержня 60 - 70 мм, диаметр 2,5 - 4,0 мм. Диаметры сферических углублений от 0,2 до 1,0 мм, в редких случаях до 1,5 мм, глубина - 1/3 диаметра сферы. Корновертки служат для придания поднятому из металла штриху (пеньку) шарообразной головки - корнера. Рабочий конец корновертки должен быть закален и хорошо отполирован, другой конец - хвостовик - вставляется а грибовидную (без среза шляпки) ручку. Корновертки изготовляют из сталей: «серебрянка», У8 - У12. 8 большинстве случаев корновертки делают сами ювелиры из 3 - 4 мм «серебрянки» или из стержней использованных надфилей. Процесс изготовления их не сложен, но требует навыка и большой аккуратности. Сначала в центре на хорошо запиленных торцах стержней набивают ямочки на 1/3 глубины, пользуясь специальной матрицей, которая имеет комплект торчащих шипов с шарообразными или округло-заполированными головками. Затем рабочему концу стержня придают внешнюю конусность, не задевая стенки углубления, и, чтобы избежать окисления, подвергают его закалке. Нагревают при закаливании в среде плавленой буры. После закалки, если это необходимо, рабочие углубления полируют пастой ГОИ или алмазной пастой. Если корновертки имеют один внешний диаметр, то для всего комплекта достаточно иметь одну ручку с металлической насадкой, имеющей подогнанное под диаметр корновертки отверстие.

Корнезеры (рис. 118) - подобно корноверткам имеют рабочую часть со сферическим углублением, подпиленную с боков до образования желобка. Диаметр углублений корнезеров от 0,2 до 0,6 мм при глубине, равной 1/3 диаметра. Корнезеры изготовляют из тех же материалов, что и корновертки, но заготовки для них используют плоские или круглые с плоскооткованным (плоскоопиленным) рабочим концом. Обычно их изготовляют из обломков (60 - 70 мм длиной) плоского полукруглого или равновыпуклого надфиля. Процесс изготовления и закалки корнезеров сходен с изготовлением корноверток, но обработка рабочего конца его более трудоемка. Сложность заключается в том, чтобы надпил с боков обеспечивал определенную глубину сферы и желобка, а подогнанная ширина позволяла удерживаться углублению на ребре изделия, не касаясь камня, корнеров и соседних ребер. Удерживать направленное положение корнезера помогают плоский участок стержня, а также срез на грибовидной ручке.

Служат корнезеры для нанесения на ребро, остро срезанное штихелем, зернистой линии - гризанта. Гризант - гризантная насечка (накатка)- делается вокруг закрепленного в глухой каст камня на ребрах фадан-гризантной разделки и на ребрах ажурной верхушки (жилках, сетке и т, д.).
Для нанесения гризанта применяют и более производительный инструмент - накатку (рис. 119). Накатка на конце стержня, вставленного в такую же ручку, что и корнезер, имеет узкий ролик с линейно-ямочной фактурой на ребре. В зависимости от ширины оставляемого зернистого следа накатки делятся по номерам.

На рабочем месте закрепщика, которое не отличается от рабочего места монтировщика кроме изделия и коробки для раскладки камней должны находиться инструмент и приспособления, необходимые для работы. Изделие укрепляют в ручных деревянных тисках или на киттштоке. Для касмаливания изделий на киттшток необходима факельная горелка, над пламенем которой китт размягчают. Китт прогревают равномерно со всех сторон, затем над пламенем нагревают изделие до 70 - 80°С и насмаливают его на китт в удобном для закрепки положении. Пока китт не затвердел, его выравнивают пинцетом, так чтобы уровень его был ниже поверхности изделия; в местах, не подлежащих разделке, уровень китта оставляют вровень, а то и выше поверхности изделия. Внутри кастов и отверстий под камнем китт продавливается глубже, чтобы шип камня мог свободно опуститься на нужную глубину. Оставшийся на внутренних стенках китт удаляют. После насмаливания киттшток откладывают до полного затвердения китта.
Принцип крапановой закрепки заключается в том, что с внутренней стороны крапанов, на одном и том же уровне, делают всечки, на которые ляжет рундист камня, а концы крапанов, возвышающиеся над рундистом, загибают на коронку камня. Уровень всечек на крапанах ювелиры определяют визуально, что не значит приблизительно. Исходными данными для определения уровня служат: высота участка крапана, который идет на изгиб (в зависимости от размера камня от 0,5 до 1,0 мм), толщина рундиста и глубина шипа камня (шип камня не должен выходить за нижний уровень изделия). Для закрепки поступают шлифовальные изделия, поэтому верх каста выравнивают надфилем, после чего, наметив уровень, всекают крапаны. В большинстве случаев крапаны всекаются флахштихелем и шпицштихелем. В кастах с малым числом крапанов всечки для камня могут быть сделаны специально заточенным надфилем.
Всечки делают так, чтобы гнездо, образованное крапанами, было вертикально и имело карниз в качестве нижнего упора (рис. 120). Камень должен садиться в гнездо плотно и без перекосов. Убедившись в правильном положении камня в касте, давчиком наваливают свободные концы крапанов на павильон камня. Зажимая крапанами камень, придерживаются такой последовательности - следующим загибать противоположный крапан. Поджав плотно все крапаны, каст проверяют на просвет: если какой-либо из крапанов висит, его поджимают еще плотнее. Желательно, чтобы загнутая часть крапана ложилась не на ребро, а на грань камня (особенно у камней округлой формы), это лишит камень возможности поворачиваться.

В некоторых случаях при толстых крапанах и жестком металле допускается поджатие крапанов закрепочным молоточком (рис. 121). Однако совершенно недопустимо, работая молоточком, попадать им по камню. Для ряда камней, закрепка с помощью молоточка вообще исключается. К ним относятся: опал, изумруд, аметист и другие хрупкие камни. Кроме хрупкости камней при закрепке следует учитывать и другие не менее важные факторы, такие, как толщина рундиста, форма огранки, прочность камня. Даже самые «крепкие» камни с тонким рундистом или с острыми углами (при огранке маркизом, каплей, всеми прямоугольными формами) обладают свойством скалываться при недостаточно аккуратной закрепке.

Обработка крапанов после закрепки камня заключается в том, чтобы сделать их одинаковыми по длине и форме, а если нужно, заполировать или срезать поверхность крапана на фасет (двусторонняя глянцевая подрезка) до образования ребра. Если твердость камня выше 7 (по Моосу), крапаны обрабатывают мелким надфилем с заполированным ребром, направленным к камню, во всех остальных случаях - штихелями.
Процесс закрепки в глухие касты начинается также с определения уровня посадки камня. Определив по тем же признакам уровень глубины гнезда, его выбирают, подрезая стенки каста шпиц-штихелем (юстировочным) с правой боковой заточкой. Вначале штихелем на глубине посадки камня выбирают неглубокий поясок. Убедившись, что он находится со зсех сторон на одном уровне, гнездо увеличивают в диаметре до размера камня (рис. 122). Таким образом, юстируя гнездо и периодически примеряя в него камень, следят за тем, чтобы стенки выбранного гнезда были большими вертикальными. Если гнездо будет выбрано с большим поднутрением, то камень будет болтаться в закрепленном касте. Стенки каста должны оставаться одинаковыми по толщине, чтобы при загибе их не образовались внешние неровности или складки. Камень сажают в плотно подогнанное гнездо легким давлением пальца, ручкой штихеля или медным давчиком в зависимости от размера камня и обжимают.

Обжатие круглых камней производят обжимкой соответствующего размера, если этого бывает недостаточно, поясок поджимают давчиком. Камни овальные, прямоугольные и других форм обжимают давчиком с насечкой, а затем выравнивают гладким. Тонкостенные касты обжимают сразу гладким давчиком. Процесс обжатия давчиком протекает в определенной последовательности - сначала камень поджимают с двух противоположных сторон, если перекоса не наблюдается, камень поджимают с двух других сторон. Если же обнаруживается перекос камня и причина его - неравномерное поджатие или сдвиг, то камень выравнивают легким постукиванием по выступающей его части ручкой штихеля, давлением пальца или давчиком и в таком положении фиксируют поджатие, а затем равномерно обжимают. При плотной посадке камня сразу начинают равномерное его обжатие. Особую осторожность во время обжатия нужно соблюдать при работе со «слабыми» камнями и с камнями прямоугольной и других форм, имеющих острые углы.
В результате обжатия камня верхняя часть стенки каста наваливается на павильон камня по всему периметру, и на поверхности этого участка каста очень часто остаются следы от инструмента обжатия. Поэтому поясок выравнивают мелким (сработанным) надфилем и, если надо, полировником. Со стороны камня каст по всему периметру срезается на фадан (односторонняя глянцевая подрезка, служащая как бы отражателем) до образования ребра, на которое наносится гризантная насечка. Величину зернения гризанта выбирают в зависимости от размера камня: чем меньше камень, тем мельче гризант. Накатка гризанта - заключительная операция этого вида закрепки.
Фадан-гризантная закрепка - наиболее сложный вид закрепки, связанный с разделкой штихелями всей закрепочной площади изделия. Процесс закрепки начинается с впасовки камней (ранее подобран ных) в свои отверстия. Чаще всего для этого используют котировочный штихель. Им выбирают для камня плотное вертикальное гнездо. Глубина делается такой, чтобы рундист камня находился ниже поверхности закрепочной площадки (рис. 123). Для камней идеально круглой формы гнездо можно выбирать сверлом с углом заточки меньше угла шипа камня, коническим бором, угол конуса которого выбирается по углу шипа камня. Гнездо рассверливают либо ручной ювелирной дрелью, либо сверлом (бором), зажатым в цангодержателе или металлических ювелирных тисочках.

Последовательность впасовки, как и разделки, такова - начинают с камней больших по размеру и кончают маленькими. Убедившись, что камень плотно сидит в гнезде, приступают к следующей операции - постановке корнера. Поставить корнер, это значит подвинуть штихелем из металла пенечек штрих, которому впоследствии с помощью корновертки придают вид шарика Этот шарик (корнер) выполняет роль крапана, удерживающего камень. От величины камня, числа корнеров и формы разделываемой площадки зависит величина корнера, а следовательно, и номер, боллштихеля, которым будет подниматься корнер. Суть этой операции заключается в том, что штихелем подвигают штрих, который приподнимается над поверхностью подвигают (натягивают) его в сторону камня, так чтобы стенка гнезда в этом месте слегка наваливалась на край павильона камня.
Поставив все корнеры и обеспечив тем самым надежность удержания камня, приступают к разделке. Металл вокруг камня подрезают глянцевым штихелем, не задевая корнеров, создавая как бы отражатель, форма которого зависит от общего рисунка разделки. Эту операцию называют «резать фадан». Выполнять ее нужно осторожно, чтобы, во-первых, не срезать корнер, во-вторых, не оголить рундист камня. Вместе с подрезкой фадана узким флахштихелем или мессер-штихелем подчищают корнеры, т. е, обрезают им вертикальные ребра, и выбирают между корнерами металл, после чего корноверткой придают им глянцевую шарообразную форму. На ребра срезанного фадана наносят гризантную насечку. Величина зернистости насечки диктуется размерами камней, рисунка и всего изделия.
Последовательность выполнения фадан-гризантной закрепки может быть изменена, если у закрепляемых камней твердость стекла ниже, или порочность камня вызывает опасение, что он расколется при задевании его штихелем. В этих случаях корнеры ставят не до конца, а всю разделку проводят без камней (предварительно впасованных). После чистовой разделки всей закрепочной площади камни помещают на свои места и дожимают корнерами.

Виды закрепки камней

Закрепление камня в драгоценное украшение - одна из основных операций ювелирного дела. Виды крепления зависят от камня, металла, художественных и функциональных особенностей изделия. Немаловажна и фантазия мастера. Большинство разновидностей закрепки придумано давно. Современные способы вставки драгоценных камней в большинстве случаев являются импровизациями ранее известных креплений.

Мастер выбирает и утверждает виды закрепки камня в драгоценность еще на стадии ее проектирования. К наиболее известным разновидностям крепления относятся следующие:

1. Крапоновая - с помощью крючков или лапок (крапанов). Этот вариант используется, когда необходимо показать сам камень, а не украшение. Минерал располагают в своеобразной металлической чаше и крепят с помощью пазов и лапок. Творчество ювелира может проявиться в разнообразии форм и размеров крапанов. Такой вид посадки позволяет проходить лучам со всех сторон и выгодно освещать вставку.

Крапановая закрепка используется для прозрачных камней (бриллиант, циркон, сапфир). Для вставки прямоугольной или квадратной формы достаточно 4-х лапок, для камней с круглой или овальной огранкой необходимо 6 крапанов. Это крепление должен выполнять ювелир с большим опытом, тогда вставка не будет царапать кожу основанием, а лапки будут надежно ее удерживать.

2. Канальная или рельсовая. Данный вид крепления применяют для изделия с одинаковыми по размеру камнями, расположенными в ряд. В металле делают канал с пазами, в него помещают самоцветы. Затем края канала запаивают и шлифуют.

Эффектный вид закрепки камней в ювелирном изделии. Чаще всего используется для укрепления небольших камней. Сначала делают канал или рельсу из драгоценного металла, а потом в него аккуратно помещаются друг за другом камни. Они могут располагаться как по всей окружности кольца, так и в какой-то отдельной его части. По концам канала металл обычно запаивают. Гладкие швы и аккуратная обработка создают очень красивый визуальный эффект - кольцо смотрится цельно и гармонично. Такой вариант имеет преимущество в том, что поверхность камней защищена практически со всех сторон. Они не цепляются за одежду, так как практически полностью спрятаны внутри кольца.

Мелкие прозрачные камни часто фиксируют с помощью канальной закрепки. Канал может идти как вдоль изделия, так и волнами или зигзагом. Этот способ сочетается с другими закрепками крупных самоцветов. Предпочтительно использовать металл белого цвета, чтобы не искажать цвет белых алмазов. Канальное крепление можно наблюдать на обручальных кольцах. Недостатком его является затрудненный доступ к минералам для их очистки.


3. Мостовая или Паве. Этим способом устанавливают и фиксируют большое количество мелких камней. Они полностью покрывают необходимую часть драгоценного изделия и удерживаются с помощью наплывов металла.

Закрепка "Паве" используется для размещения большого количества камней, образующих единое целое. Сама закрепка представляет собой высверленные в металле маленькие ниши, в которые вставляют одинаковые по размеру камни. Паве является сложной техникой, которая наиболее красиво проявляется в руках талантливого ювелира. Такие украшения можно сравнить со сказочной улицей, вымощенной драгоценными камнями.

4. Ободковая или глухая. Наиболее надежный способ крепления драгоценного камня. Металлическая основа опоясывает его со всех сторон, немного нависая сверху.

Глухая закрепка - вид крепления, при котором камень удерживается неподвижно в металлической оправе, окружающей его со всех сторон.

Ободковую закрепку применяют для непрозрачных крупных драгоценных и полудрагоценных самоцветов, поскольку для них не так важна игра света. Среди них: лунный камень, гагат, бирюза, яшма. Для этого вида крепления подходят минералы с огранкой простой кабошон, роза и другие с плоским основанием. Если глухой закрепкой фиксируется прозрачная вставка, то под ее основание кладут полированную фольгу. Форма и размер каста (чаши для камня) полностью соответствуют параметрам самоцвета.

Для круглых алмазов в бриллиантовой огранке часто используют каст «Шатон». Это разновидность ободковой закрепки, выполненная в виде короны. Крепление очень эффектно выглядит и демонстрирует всю поверхность алмаза, но со временем может ослабнуть и выпустить вставку.



5. Корнеровая - с помощью столбиков. Корнеры (металлические столбики) с шарообразной верхушкой прочно удерживают вставку и обеспечивают доступ к ее основанию. Данный вид закрепки применяется для установки мелких камней по всему изделию. Открытый вариант закрепки выбирают для украшения колец. Для встроенного корнерового крепления предварительно делают углубления в металле. Разновидностями этого способа закрепки являются «Каре», тиктовый каст и фаденовая закрепка.

Этот вид закрепки применяется, когда нужно поместить камень не в каст, а непосредственно в металл. В изделии заранее делают отверстие для вставки. Получается красивый эффект слияния камней в узоре и чудесной игры света. Такой вид закрепки считается одним и самых сложных.

Мелкие прозрачные и полупрозрачные ювелирные камни фиксируют корнеровой закрепкой. Основание вставки освобождено от металла и открыто лучам света. Камешки играют всеми цветами и зрительно увеличивают изделие. При некачественно выполненном креплении украшение может царапать кожу.



6. Клеевая или штифтовая. Применяется для ювелирных камней со сферическим основанием и жемчужин. В металлической чаше на изделии в центре ставят штифт, а в минерале делают отверстие под него. Затем вставку фиксируют с помощью специального клея на штифте.

Этот вид закрепки применяется преимущественно для жемчуга и иных круглых вставок, для камней сложной формы.

Вставка с предварительно проделанным в ней отверстием закрепляется в специально подготовленное посадочное место с установленным в него резьбовым штифтом и для надежности фиксируется специальным клеящим веществом. Так создается впечатление, что жемчужина аккуратно лежит, ничем не закрепленная, это выглядит очень изящно.

Органические драгоценные вставки (жемчуг, янтарь, кораллы, гагат) чаще всего крепят клеевой закрепкой. При этом способе фиксации на вставку не оказывается давления, что позволяет установить на изделие хрупкий минерал. Полудрагоценные камни (бирюза, яшма) тоже часто закрепляют клеевым методом, снижая таким образом затраты на изготовление украшения. Минусом этого способа является недостаточная надежность крепления.


7. С помощью полуглухого каста. Драгоценный минерал под давлением фиксируется в пазах ювелирного изделия. Отсутствие основы под вставкой создает эффект легкости и невесомости украшения.

Для воздушного полуглухого каста важно не только правильно выбрать камень, но и металл изделия. Он должен обладать способностью длительное время сохранять форму и противостоять деформациям. Среди природных металлов такими свойствами обладает платина. В полуглухой закрепке вставка постоянно находится под давлением, поэтому используются минералы с высокой степенью твердости: алмазы, сапфиры, иногда топазы и турмалины. Камень перед установкой нужно проверить на отсутствие скрытых трещин.

Способы закрепки камней в ювелирных изделиях

В ювелирном производстве закрепка камней представляет собой процесс установки и последующего закрепления в гнездо или оправу, в предварительно отлитое изделие.

Весь смысл этого процесса в том, чтобы тщательно обработать и подготовить место посадки , по его форме и размеру, при этом должен быть не только ровно и аккуратно стоять, но после его закрепки должно быть удобно в эксплуатации. Некачественная работа, всегда даёт о себе знать.

При плохой закрепке камни часто выпадают из изделий и приходится бегать по , чтобы вернуть прежний вид.

Если крепления, которые держат камень будут плохо обработаны, то изделия постоянно будут цепляться за одежду, вытягивая из неё всё новые затяжки, а также торчащие места плохо обработанного постоянно будут царапать и раздражать , которая будет соприкасаться с изделием.

Качественно выполненная закрепка камней , покажет изделие с наилучшей стороны, а будет переливаться ещё ярче и выглядеть чище.

Для закрепки вставок в изделия , ювелирами используются три основных вида. Речь идёт о крапановой, глухой и корнеровой закрепке.

Крапановая представляет собой закрепку камня с помощью специальных стоек, которые и называют крапанами.

Они предусматриваются ещё в процессе моделирования изделия и после его отливки крапаны уже имеются на новом или и любом другом .

Данный вид закрепки придаёт украшению ажурность и лёгкость, а камень вставленный в крапаны хорошо видно со всех сторон, поэтому можно легко разглядеть форму .

Также, лучше играет в лучах света из-за большего его поступления. Ещё один плюс этого способа, это то, что легко моются, они доступны для чистки и снятия налёта, так как при использовании изделия это необходимо для восстановления игры и прозрачности вставок.

Глухая закрепка держит в специальной оправе посредством обжатия тонким пояском металла по всему периметру. При этом как бы завальцован.

Корнеровый метод закрепки представляет собой закрепку камней при помощи корнеров,это такие небольшие из металла, которые накатываются штихелем. Штихель это специальный резец, который очень острый и изготовлен из крепкой калёной стали.

Каждый вид закрепки имеет свои различия. Например, в крапановых кастах, стойки (крапаны) могут быть различной высоты и толщины, а также могут быть разрезными или сдвоёнными.

При использовании глухой закрепке, поясок обжимающий , плотно к нему прилегает со всех его сторон и поэтому он может обрабатываться только с внешней стороны.

Глухая закрепка , в отличие от крапановой и корнеровой, намного крепче и надёжней держит в оправе.

При использовании украшений, в которых закреплены способом глухой закрепки, абсолютно исключена возможность зацепки за одежду или кожу .

Корнеровый способ очень разнообразен. Данный вид используется в тех случаях, когда требуется вставить и надёжно закрепить камень не в готовом касте, а непосредственно в самом .

Отверстия высверливаются самостоятельно, предварительно рассчитав для него место в изделии.

Данный способ закрепки может быть применён как к одному камню, также и к абсолютно любому их количеству.

Они могут быть расположены в любом порядке. Обычно, таким образом вставляются мелкие , диаметр которых примерно от 4-х мм и ниже.

Каждый, из перечисленных видов закрепки, имеет по несколько операций, соответственно требуется различность подходов к ним.

Это напрямую зависит от формы вставляемого , поэтому мастерам — ювелирам необходим очень разнообразный инструмент, без которого невозможно обойтись.

Ювелирные вставки и виды закрепок

Ограненные ювелирные вставки закрепляют в . Закрепкой в ювелирном деле называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия.

Суть процесса закрепки сводится к тому, чтобы обработать гнездо по форме и размерам ювелирной вставки, надежно закрепить в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации.

Последствия некачественно закрепленного — потеря камня, раздражение участков тела, соприкасающихся с шипом камня, постоянное зацепление оправой за одежду и другие неудобства.

Квалифицированно и качественно закрепленное изделие помогает увидеть камень и все изделие с наилучшей стороны.

Та часть , в которую закрепляют ювелирные вставки, называется оправой (профессионалы ее также называют кастой, шатоном и царгой).

Рассмотрим некоторые основные виды закрепок драгоценных и полудрагоценных камней в изделиях

Глухой каст . Это самый простой вид оправы. Камень расположен в чашечке с плоским дном, стенки которой плотно охватывают и удерживают ювелирную вставку. В глухой каст крепят только с плоским дном.

В связи с тем, что камень освещается только сверху, как правило, этот вид закрепки используют в основном для непрозрачных , типа , , и других.

Если же сюда вставляют прозрачный камень, то усиление его и яркости достигается тем, что под камни подкладывают полированную металлическую фольгу, например в и чешских , ограненных розой.

Недостаток этого крепления в том, что под глухим кастом невозможно проверить качество и наличие дефектов .

Преимущества же здесь очевидны – высокая степень надежности крепления ювелирной вставки и удобство использования в повседневной носке изделий, особенно , с камнями закрепленными таким образом.

Полуглухая закрепка без опоры . Этот вид закрепки ювелирных вставок создает потрясающий и ошеломляющий визуальный эффект - кажется, что камень висит в воздухе без опоры снизу.

Камень держится за небольшие секции рундиста, вставленные в пазы . Ювелирная вставка зажата под большим давлением, а так как такие изготавливаются из специального , который позволяет запоминать форму, то такой вид закрепки по надежности можно сравнить с глухой закрепой.

Ободковый каст (Царговый) . Такой каст применяют для закрепления прозрачных вставок , так как он обеспечивает освещение вставки и сверху и снизу. Здесь камень лежит на опорном пояске.

Для закрепления вставки в верхней внутренней части ободкового каста с помощью специального инструмента вырезается полочка, или посадочное место под .

Ободок металла полностью охватывает по всему периметру или окружности и удерживает его.

Различают цилиндрические и конические ободковые касты. Часто ободковый каст изготавливается с узором или ажурным.

Разновидностью ободкового каста также можно считать оправу венчиками, зеркальную и камейную.

Крапановый каст . Является одним из самых распространенных способов закрепки ювелирных вставок.

Названию он обязан крапанам – лапки-зажимы, выступающие в виде верхней кромки ободка.

Ювелирная вставка находится на опоре, которая обычно исполнена в виде полки.

Их высота, ширина и количество соответствует выбранному дизайну так, чтобы надежно зафиксировать камень и при этом максимально показать его красоту.

В такой оправе ювелирная вставка визуально кажется больше, кроме того на нее попадает больше света, чем при глухом касте.

При таком способе закрепления драгоценный или полудрагоценный выглядит легким и блестящим.

Если говорить о надежности закрепки , то она менее прочна, чем в первых двух видах, и при плохо выполненной работе крапан может цепляться за одежду. Крапановые касты бывают самых разных форм.

Кармезиновый каст – разновидность крапанового каста, где в центре оправы находится крупная ювелирная вставка, а вокруг нее в виде венка – мелкие вставки.

Корнеровый каст . Такая закрепка ювелирных вставок производится маленькими столбиками – корнерами, сформированными из металла, окружающего камень.

Иногда корнерам придают форму шариков. С оборотной стороны эта закрепка делается таким образом, чтобы нижняя часть вставки максимально освобождалась от окружающего для обеспечения доступа света и облегчения .

Чаще всего такой способ закрепки используют в изделиях, когда вся поверхность покрывается мелкими .

К преимуществам данного каста можно отнести то, что зрительно увеличивается ювелирная вставка, такой способ крепления позволяет обсыпать все изделие камнями.

К недостаткам относится то, что при некачественной закрепке корнеры будут цепляться за одежду, царапаться.

Так же в этом случае высока вероятность потери камня при чистке или встряске .

Корнеровые касты бывают открытые и встроенные. Открытый корнеровый каст представляет собой переходную форму от ободкового каста, где вставка удерживается как стенками каста, так и корнерами.

К встроенным корнеровым кастам относятся — каре, фаденовый и тиктовый. Роль встроенного корнерового каста играет гнездо (отверстие), просверленное в металле изделия.

Каст каре представляет собой отдельную металлическую пластину квадратной формы с гнездом в центре, в котором четырьмя корнерами закрепляется вставка.

Длина граней пластины чуть больше диаметра вставки. В фаденовом касте вставки укладываются в гнезда отверстий, просверленных в металлической пластинке, и закрепляются корнерами.

Отличие его от каре в том, что вставки лежат не в отдельных квадратах, а друг за другом в ряд настолько плотно, что почти соприкасаются рундистами.

На металлической основе тиктового каста закреплено столько вставок, что она похожа на брусчатую мостовую.

Под тиктовым кастом чаще подразумевается хаотичное расположение разноразмерных вставок на поверхности .

Существует разновидность тиктовой оправы – оправа «паве» — где вставки располагаются правильными рядами.

Закрепка Паве . Закрепка используется для установки большого количества небольших камней, образующих единое целое, через которое не просматривается .

Создается впечатление, что изделие вымощено камнями. Маленькие отверстия, просверленные в поверхности , служат для того, чтобы держать ювелирные вставки аккуратно, на расстоянии друг от друга.

После того, как поверхность кольца заполнена драгоценными или полудрагоценными камнями, мастер делает крошечные наплывы металла между камнями таким образом, чтобы каждый наплыв удерживал несколько соседних камней. Скопление камней может выглядеть как один крупный камень.

Клеевая закрепка камней . Клеевая закрепка вставок применяется в основном для или вставок круглой формы, а также вставок сложной формы и конфигурации.

В основном это сферической формы чашечка снабженная резьбовым штифтом, на который надевается вставка с предварительно высверленным отверстием, штифт намазывается клеем и соединяется со вставкой. Штифт должен достаточно плотно входить в посадочное отверстие.

Канальная закрепка камней . Это наиболее распространенная закрепка в дизайне обручальных .

Канальная закрепка – очень прочная закрепка. Применяется если нужно расположить ряд ювелирных вставок на поверхности кольца или создать акцент на центральном камне.

Ювелирные вставки аккуратно помещаются внутрь канала в ряд, который некоторых случаях проходит по всей окружности .

Канальная закрепка ювелирных вставок создает эффект цельного кольца - элегантного и красивого, особенно если форма камней прямоугольная. Многих людей интересует вопрос сколько стоит закрепить камень в изделии ? Хочу привести несколько цифр.

Если маленький совсем и чуть больше камушек, то цена на такой ремонт колеблется от 200 до 500 рублей.

А в случаях больших и средних размеров, то там цена вырастает от того, что стоимость самого камня значительно выше.

Однако, если вы принесли своё и камень к нему, то работа будет стоить от 200 до 400 рублей.