Первый слой лака. Нанесение лака. Готовим лак холодного отверждения

Окончательная стадия отделки большинства резьбовых изделий – покрытие лаком. Только под лаком полностью раскрывается замысел мастера, изделие становится ярким и изящным. Лак проявляет всю красоту натурального дерева, а блеклая высохшая морилка набирает тон и подчеркивает рельеф резьбы. В то же время лак вскрывает все недостатки и промахи, допущенные в процессе резьбы и шлифования. Так, например, на поверхности поделки сразу становятся видны крупные царапины и неровности – за счет разного отражения света. В этом случае гораздо легче подправить поверхность, если вы работали с натуральным цветом дерева без тонирования морилкой – просто прошлифуйте неудачное место еще раз, а потом покройте лаком вновь. Гораздо хуже, когда изделие тонированное: придется снимать весь лак вместе с морилкой (скорее всего, срезать ножом) и заново шлифовать и тонировать поделку.

Лучше лакировать кистью. Практически для всех изделий подойдёт художественная кисть № 6 из собачьей шерсти – на ней (кисточке) так и написано – «6. Собака». Схема покрытия проста: два-три слоя нитролака, шлифовка поверхности и один слой масляного лака, то есть нитролак используется как быстросохнущий грунт. Кстати, наносить масляный лак поверх высохшего нитролака можно, а наоборот – ни в коем случае: поверхность неряшливо вспучится и все покрытие придется удалять.

Мебельный нитролак- первый слой

Для первоначального покрытия подойдет бесцветный мебельный нитролак, лучше глянцевый или высокоглянцевый. Можно использовать лак НЦ-218. Сейчас появились лаки-аналоги НЦ-218 с четырехзначными номерами, они различаются по степени блеска: матовые, полуматовые, полуглянцевые и т.д., так что перед приобретением внимательно прочитайте этикетку. Для разбавления лака (примерно до вязкости домашнего молока или городских сливок) используйте растворитель, указанный на этикетке лака (как правило, N 6-16), но ни в коем случае не ацетон – получите лишнюю заботу по удалению высохшего слоя лака с многочисленными пузырьками внутри. И еще: избегайте попадания в лак воды! Если это случится, лак будет безнадежно испорчен – при высыхании на поверхности изделий начнет появляться мутно-белый ничем не выводимый налет.

Покрытие изделия производите равномерным тонким слоем, растирая появляющиеся пузырьки. Не возвращайтесь дважды за один сеанс к одному и тому же месту, даже если лак там мгновенно впитался (обычно такое бывает на торцевых срезах). Первый слой сохнет быстро, и через 10 мин уже можно приступать к нанесению второго слоя лака. После второго слоя выдержку следует дать побольше – до нескольких часов. Проведите пальцем по лакированной поверхности. Чувствуете шероховатость? Это тот самый ворс на древесине (особенно заметен он на липе), о котором шла речь , – морилка ведь на воде. Теперь ваша задача – удалить этот ворс, а также возможные наплывы и потёки лака (которых при аккуратном лакировании не должно быть) на поверхности изделия. Для этого воспользуйтесь шкуркой – нулёвкой, то есть № 0. Аккуратно, без нажима прошлифуйте всю лакированную поверхность. Если все-таки случайно где-нибудь на остром ребре вы сотрете слой лака вместе с морилкой, подкрасьте поврежденное место подходящим цветным карандашом. После шлифовки полезно пройтись по изделию мягкой (сапожной) щеткой. В результате работы поверхность должна стать гладкой и слегка шелковистой на ощупь, а на потерю блеска не обращайте внимания.

Покрытие изделия масляным (алкидным) лаком

И, наконец, заключительная стадия – покрытие изделия масляным (алкидным) лаком. Здесь основное требование – слой должен быть очень тонким, а потеки вообще не допускаются. Всегда лучше повторить покрытие (после полного высыхания первого слоя), чем выводить наплыв, который в случае применения, например, лака ПФ-283, затвердеет “под шлифовку” не ранее чем через несколько дней. Кстати, этот лак (или его четырехзначный аналог), сохнущий 36 ч, является наиболее удобным для начинающего резчика: поскольку он долго не твердеет, то лучше распределяется по поверхности, а пузырьки, образующиеся в процессе покрытия, пропадают сами по себе. Перед приобретением лака внимательно прочитайте этикетку на банке. Так, лак ПФ-157 в отличие от лака ПФ-283 сохнет гораздо быстрее, то есть требует более быстрой и аккуратной работы кистью, зато он годится не только для внутренних (внутри помещения), но и для наружных работ. Если вы сделаете, например, резную трость, то лучше покрыть ее именно лаком ПФ-157, поскольку эксплуатироваться она будет в основном на улице. Не покупайте лак в больших банках, поскольку расход его невелик, а срок годности (у отечественных марок) – не более года. Потом лак начинает мутнеть, и остается только его выбросить.

Лаки «TIKKURILA»

Конечно, непатриотично, но лучший лак для окончательной отделки — фирмы «TIKKURILA», вернее, изготовленный у нас, но по финской технологии. Это высокоглянцевый стойкий к истиранию паркетный лак. Правда, твердеет он очень быстро – высыхание “от пыли” составляет всего несколько часов. Ну что ж, просто разбавляем его побольше и слой наносим потоньше, а если на поверхности остаются “вжухлости», то процесс повторяем. При этом необходимо как следует высушить первый слой лака и желательно слегка прошлифовать его. После шлифовки, кстати, будет лучше видна покрываемая поверхность и резко снизится вероятность пропустить какой-либо участок. Разбавляются все масляные и алкидные лаки уайт-спиритом.

В отличие от нитролака масляный (алкидный) лак придаст изделиям яркий «жирный» блеск, так что порой они становятся похожими на керамические. Но, во-первых, это дело вкуса, во-вторых, масляные лаки гораздо прочнее, долговечнее и не столь боятся воды и, в-третьих, блеск изделий со временем “успокаивается”. Впрочем, если хотите, можно ограничиться тремя слоями нитролака – два грунтовочных, затем шлифовка и один слой окончательный. Тоже блестит, но блеск нитролака более мягкий, «сухой». Исходя из этих соображений, предметы бижутерии из дерева натуральных цветов покрываются только нитролаком, но подробнее об этом – в статье о бижутерии.

Альтернативный вариант — кипящее растительное масло

И еще один достаточно специфический вариант покрытия. К примеру, чем покрывать спицы, контактирующие с пищевыми продуктами, так называемые «шпажки» для канапе? Можно поступить следующим образом: выстроганные из буковой планки н отшлифованные шпажки высыпать в сковороду с раскаленным растительным маслом. Спустя некоторое время они начнут интенсивно темнеть, после чего надо быстренько вытащить их пинцетом и разложить на тряпочке подсыхать, а затем той же тряпкой отполировать до легкого блеска. Так что теперь они не боятся воды (естественно, замачивать их не стоит, но протирать вполне можно), достаточно прилично выглядят и в то же время экологически безупречны.

Деревянный пол прекрасно вписывается в любой интерьер, он экологичен, безопасен и легко ремонтируется. Но, к сожалению, такой пол имеет небольшой срок службы. Поэтому, чтобы защитить деревянный пол от влаги, царапин и химикатов, а также придать ему красивый и свежий вид, рекомендуется покрыть его лаком.

Первым делом необходимо выбрать подходящий лак. Растворителями могут быть вода, ацетон (растворитель 646) и уайт-спирит (керосин). Лаки на ацетоне и уайт-спирите токсичны и имеют резкий, неприятный запах. Ацетоновые лаки сохнут быстрее, чем на уайт-спирите. Водорастворимые лаки дороже, но по всем параметрам лучше - они не токсичны, почти не пахнут и сохнут быстрее.

Также лаки делятся на многие виды по используемому в них типу смолы:

  1. Полиуретановые лаки - это дорогие, но лучшие по характеристикам лаки, особенно водорастворимые, которые экологичны, прочны и стойки. Лаки на безводной основе особенно стойки к влаге, потертостям и химикатам. Из недостатков - хрупкость, притяжение к себе окружающей пыли и смена тона дерева после нанесения. Так, светлые полы после него становятся желтоватыми.
  2. Лаки на основе искусственных смол являются самыми эластичными, но подвержен внешним воздействиям. Они также долго сохнут в отличие от других лаков, и, как полиуретановые лаки, меняют тон дерева.
  3. Лаки на основе формальдегидных смол - самый экономичный вариант. Они стойки к внешним воздействиям и достаточно прочны. Большим недостатком таких лаков является содержание в нем вредного вещества. Кроме того, со временем такие лаки начинают желтеть.

Видео - Как покрыть деревянный пол лаком

Теперь, когда лак выбран, следует подготовить пол к его нанесению. Если пол совершенно новый и гладкий, то здесь подготовки не требуется, если не считать очистки от грязи. Но если пол сделан из мягкой древесины, то подготовка, обработка и шлифовка необходимы в любом случае.

Чтобы подготовить деревянную поверхность, следует произвести следующие действия:

  • освободить пол от мебели и прочих вещей;
  • чтобы добиться гладкости дерева перед шлифовкой, удалить все торчащие гвозди, занозы, сучки и прочее;
  • если есть старые поврежденные доски, то следует их заменить;
  • пройтись шпаклевкой, предназначенной для дерева, по щелям между досками;
  • дыры в досках заделать специальной смесью. Можно самостоятельно сделать пасту из столярного клея и деревянных опилок;
  • хвойная древесина может содержать на поверхности смолу. Чтобы избавиться от нее, следует обработать поверхность бензином;
  • если на дереве есть слой воска, то удалить его следует с помощью особого средства, иначе наждачная лента в шлифовальной машинке сильно загрязнится.

Видео - Лаки по дереву

После подготовки следует отшлифовать пол, чтобы удалить различные неровности, шероховатости и зацепки. Шлифовка также придаст полу свежий вид.

Так, чтобы отшлифовать поверхность, следует:

  • очистить пол с помощью крупнозернистого наждака;
  • выровнять поверхность пола с помощью среднезернистого наждака;
  • для последнего этапа шлифовки использовать мелкозернистый наждак;
  • по завершении шлифовки рекомендуется нанести на пол антисептик. Этот этап необязателен, но если вы хотите защитить дерево от плесени, грибков и насекомых, то лучше обработать пол. Антисептик высыхает около суток;
  • тщательно пропылесосить пол, а потом воспользоваться мокрой тряпкой из микрофибры, чтобы полностью избавиться от пыли.

Вода должна быть теплой, можно добавить моющее средство. Однако следует знать, что дерево, содержащее танин, под воздействием моющего средства приобретает фиолетовый оттенок, поэтому лучше перед промывкой проверить реакцию дерева на небольшом участке . Дуб и каштан тоже не стоит мыть водой с моющим средством. После этого следует промыть поверхность чистой водой.

Последним подготовительным этапом является нанесение грунтовочной пропитки. Она необязательна, но позволяет повысить прочность, изменить цвет дерева или подчеркнуть его текстуру.

  1. Дубильные вещества в некоторых породах древесины (например, дуб) заставляют дерево темнеть после нанесения полиуретановых лаков. Поэтому дерево обрабатывают специальной грунтовочной пропиткой.
  2. Бук - древесина капризная, легко реагирует на изменения внешних условий, а потому также требует покрытия особым видом грунта.
  3. Экзотические породы древесины важно обработать перед нанесением лака, чтобы нейтрализовать содержащиеся в них эфирные масла. В некоторых породах дерева имеются вещества, которые способны замедлить процесс отвердения лака, поэтому обработка грунтом в данном случае необходима.

После тщательной обработки пора приступить к главному этапу - нанесению лака на пол. Для этого следует принять во внимание следующее:

  • использование респиратора важно в любом случае, даже при использовании лака на водной основе;
  • температура в комнате, где проводятся работы, не должна быть ниже плюс 12 или выше 25. При таких условиях лак высыхает быстро и ложится как надо;
  • лак можно наносить валиком или кистью. Но лучше всего воспользоваться специальной кистью для лака, поскольку валик может не подойти для некоторых лаков. По ширине кисть должна быть около 10 сантиметров, с мягкими волосками. После использования кисти следует хранить замоченными в растворителе для лака, чтобы они не стали бесполезными еще до того, как первый слой высохнет;
  • не забывайте держать рядом с собой тряпку, чтобы очищать доски от пыли;

Важно продумать, каким образом вы будете наносить лак, чтобы иметь возможность беспрепятственно выйти из комнаты. Иначе вам придется ступать по свежеокрашенному полу и испортить проделанную работу. Обычно пол покрывают лаком с противоположной от дверей стены и по направлению к ним.

  • если вы не воспользовались грунтовочной пропиткой, то первый слой лака должен быть разбавлен в соотношении от 1 части лака к 3 частям растворителя до 1 части лака к 1 части растворителя;
  • кистью лак следует наносить движениями по всей длине доски так, чтобы задевать соседний слой. Если вы выбрали валик, то следует наносить лак движениями поперек, а затем разравнивать получившийся слой движениями вдоль. Первый слой не нужно делать толстым, иначе потом пол будет смотреться неаккуратно;
  • лучше всего красить пол без обуви и носков. Обувь приносит с собой пыль и оставляет на полу следы, которые придется каждый раз тщательно стирать перед нанесением лака;
  • каждый слой нужно накладывать только после полного высыхания предыдущего. В зависимости от выбранного вами лака время просушки может различаться: от нескольких часов до целых суток;
  • пол из мягкой древесины имеет свойство покрываться буграми после высыхания первых слоев. Чтобы вернуть полу гладкость, следует обработать пол мелкозернистым наждаком. Такая обработка также удалит нежелательные погрешности вроде пузырей, попавших в лак волос и пыли. Оставшиеся после шлифовки царапины исчезнут под новым слоем лака, поэтому последний слой шлифовать не надо. После обработки обязательно очистите пол от пыли мокрой тряпкой;
  • в зависимости от породы дерева наносят разное количество слоев лака. Так, мягкая древесина требует трех слоев лака. Три слоя также необходимы в помещениях с высокой проходимостью. В остальных случаях достаточно двух слоев лака.

  1. На поверхности лака после его нанесения могут образоваться пузырьки воздуха. Чтобы удалить такие пузырьки, следует несколько раз провести по поверхности кончиком кисти.
  2. Если после высыхания лака пол кажется липким, то здесь на помощь придет мыльный раствор.
  3. Если лак не высыхает по прошествии указанного на этикетке времени, то здесь есть несколько объяснений. Возможно, сам лак был подобран неправильно (некоторые породы дерева требуют определенного вида лака), и в данном случае следует прогреть комнату до 20 градусов тепла. Возможно, отвердителя было добавлено в лак недостаточно, и тогда придется отшлифовать весь нанесенный слой. В некоторых случаях в комнате просто не хватает проветривания.
  4. Если на лаке появились белесые пятна, это значит, что на полу скопилась влага. В данном случае придется обработать места с пятнами растворителем и заново нанести слой лака. Перед его нанесением не забыть тщательно просушить комнату и повысить в ней температуру, чтобы избежать повторного появления пятен.
  5. Чтобы избавиться от лака, попавшего на кожу, следует протереть ее тем растворителем, которым разбавлялся лак, будь это уайт-спирит или ацетон. Эти растворители разъедают кожу, поэтому протирать следует небольшим количеством и с осторожностью. После этого можно отмыть руки с помощью стирального порошка и нанести на кожу увлажняющий крем.
  6. Главный вопрос, встающий после проделанного труда - это избавление от стойкого запаха. Здесь следует тщательно проветривать помещение.

Покрытие пола лаком имеет свои нюансы, но оно того стоит, ведь после этого вы сможете любоваться новым, блестящим деревянным полом, который прослужит вам гораздо дольше обычного. А чтобы освежить и придать былой блеск потускневшему слою лака, можно использовать состав для оживления старого покрытия.

Нанесение лака на деревянные поверхности позволит увеличить срок службы мебели, паркета и других изделий. При этом сохраняется текстура дерева, предотвращается обесцвечивание и выгорание краски.

Предварительный этап

Для придания дереву нужного цвета и улучшения текстуры перед нанесением лака необходимо воспользоваться морилкой. Далее поверхность шлифуется зерном не ниже Р100 (в соответствии со стандартом FEPA).

Грунтование перед нанесением лака.

Если лак, выбранный для работы, является самогрунтующимся (т.е. может выступать одновременно в роли грунта и лака), то грунтование осуществляется нанесением первого слоя лака на поверхность. В противном случае, чтобы избежать образования волн и пузырей, а также непрокраса отдельных участков, требуется перед основной работой нанести грунт.

Способы нанесения лака.

Распыление - это профессиональный метод нанесения лака на дерево при помощи специального лакокрасочного пистолета. Главными достоинствами этого способа являются равномерность покрытия (без волн, подтеков) и экономный расход лака.

Этот способ удобен при обработке больших площадей, например: полов или паркета. Высота щетины валика должна равняться приблизительно 5 мм.

До недавнего времени самый распространенный способ. Для качественного выполнения работы данным методом требуется учитывать особенности используемого лака. Так, если лак масляный, то кисть надо выбирать со смешанной или натуральной щетиной, если же лак на водной основе - потребуется кисть с синтетической щетиной.

После проведения подготовительных работ и выбора подходящего способа можно приступать непосредственно к нанесению лака.

Основные этапы работы по нанесению лака.

Для получения отличных результатов требуется строго соблюдать следующие правила:

Перед нанесением на обрабатываемую поверхность лака (неважно состоит он из одного или нескольких компонентов) необходимо его тщательно перемешать. Тогда покрытие получится более равномерным, что сделает его более устойчивым к различным нагрузкам, истиранию и воздействию окружающей среды.

Очень важно соблюдать технологию процесса. Поэтому нужно четко определить способ нанесения лака , сколько потребуется слоев и время их высыхания. Лак наносится на поверхность изделия после грунтования слоями (для мебели - обычно 2 слоя, а для паркета - 3). Перед нанесением каждого последующего слоя лак должен до конца просохнуть, а после отшлифован абразивной бумагой с зерном Р220.

Перед тем как пользоваться изделием, необходимо дождаться полного высыхания лака.

Возможные проблемы при нанесении лака.

Древесина поменяла свой цвет . Данное явление происходит из-за наличия в составе лака различных компонентов и их взаимодействия с обрабатываемым материалом и окружающей средой. Выражаться это может следующим образом: при использовании полиуретановых лаков на растворителях поверхность древесины затемняется и появляется желтоватый оттенок, а если применяются лаки на водной основе - наоборот происходит осветление с отбеливающим эффектом. Поэтому рекомендуется перед выполнением основных работ проверить воздействие лака на невидимом участке или на отдельной плашке.

Проявляются пятна («снежок») . Это случается, когда влага либо остатки очищающих средств остались на древесной поверхности или первых слоях лака. Возможно также, что работы проводились при повышенной влажности воздуха или же обрабатывалась плохо просушенная древесина. Также схожий эффект наблюдается в случае использования неподходящего для разбавления лака растворителя.

«Шагрень» или «Змеиная кожа». Данная проблема может быть вызвана загрязненностью лака, низкой температурой воздуха во время лакокрасочных работ, добавлением неправильно подобранных растворителей в лак. Кроме того к этому приводит нанесение очередных слоев лака на еще не засохшие или слишком толстые слои.

Шероховатость, шершавость покрытия . Обычно возникает вследствие неудовлетворительной подготовки обрабатываемой поверхности, загрязнения лака во время высыхания, работы в запыленном помещении или в условиях избыточной влажности.

Полосы и пятна, отличающиеся по степени блеска . Появляются когда деревянная поверхность отшлифована неровно, не выдержана равная толщина лака при его нанесении, используется загрязненный инструмент или лак был плохо перемешан.

Синдром липкости . В основном возникает после обработки древесины полиуретановыми лаками. Причины появления: высокое содержание танинной кислоты в обрабатываемой древесине; отсутствие первичной обработки поверхности изделия; повышенная влажность или низкая t окружающей среды; несоблюдение технологии нанесения лака ; загрязненный инструмент.

Пузырьки по всей поверхности, углубления (кратеры), отслаивание лака . Своим появлением чаще всего обязаны плохо проведенной первичной обработке изделия или неудовлетворительной очистке и шлифованию промежуточных слоев. Также пузырьки могут появиться из-за сквозняка.

«Рыбьи глаза», отслоение (шелушение) . Обе проблемы возникают либо из-за грязной поверхности, либо из-за небольшого расслоения компонентов лака при его длительном хранении в одном положении и плохом перемешивании перед нанесением слоев лака .

«Морщины», следы от инструмента в виде полос . Проявляются, как правило, при использовании водных лаков, когда нарушается технология нанесения слоев , т.е. лак расходуется в количествах меньше/больше необходимого.

  • Рекомендуется перед началом работ протестировать лак на неприметном участке изделия.
  • Лак перемешивать, но не взбалтывать в банке.
  • Слои наносить сухим и хорошо очищенным инструментом.
  • Не проводить кистью в одном месте дважды.
  • Для придания цвета в лак можно добавлять универсальные пигменты.
  • Лак наносится тонким слоем.
  • Работы по нанесению лака должны проводиться при нормальной влажности и при t окружающей среды и обрабатываемой поверхности выше 13°С.
  • Для распыления лака выбирать распылители низкого давления (HVLP).

Лакируют древесину различными лаками. Основными считаются спиртовые , масляные , нитро и полиэфирные лаки . Лакированные детали выглядят несколько хуже полированных или вощеных. При лакировании, кроме всех подготовительных работ, осуществляемых при полировании, добавляется еще и процесс грунтования.

Специальные составы для грунтования втирают в сухую подготовленную поверхность детали тампоном.

Грунтовки по консистенции разделяются на жидкие и густые, первые применяются для грунтования микропористых пород древесины, вторые - для крупнопористых.

В таблице приведены рецепты наиболее часто встречающихся грунтовок и грунтовочных паст.

Наименование грунтовки Состав в массовых частях Способ приготовления Назначение
Шеллачная грунтовка Борный шеллак - 30, спирт-сырец - 15 Растворить шеллак в теплом спирте Грунт под шеллачный и спиртовой лак
Канифольная грунтовка Сосновая канифоль - 30, спирт-сырец - 15 Растворить канифоль в теплом спирте Грунт под шеллачный и идитоловый лак
Олифа Олифа натуральная Грунт под масляные лаки
Паста масляно-канифольная Олифа - 8, канифоль - 12, скипидар - 25, сиккатив - 1.5, тальк - 40 Канифоль растворить в скипидаре, ввести сиккатив и олифу, затем наполнитель Грунт под масляные лаки для крупнопористых пород древесины
Паста канифольно-казеиновая Канифоль - 6, скипидар - 15, казеин - 5, вода - 25 Приготовить казеиновый клей, разогреть его до 50°С и влить в него раствор канифоли в скипидаре Грунт под масляные и спиртовые лаки для крупнопористых пород древесины
Нитрогрунтовка Целлюлоза - 15, растворитель № 646-30, касторовое масло - 0.5 Растворить целлюлозу в растворителе, добавить касторовое масло и тщательно перемешать Грунт под нитролаки
Паста нитропеллюлозная Нитролак- 7, растворитель № 646-7, дибутил-фголат - 3, скипидар - 12, тальк (или мел) - 20 В тальк (мел) вливается нитролак и все перемешивается, добавляется все остальное и еще раз перемешивается Грунт под нитролаки для крупнопористых пород древесины

Для дополнительного подкрашивания древесины можно добавлять пигменты соответствующих цветов непосредственно в грунтовку.

Лакирование спиртовыми лаками

Процесс лакирования производится тампоном (изготовленным так же, как и при полировании), внутрь которого наливается спиртовой лак. Лучшим лаком считается шеллачный.

Лак наносят на подготовленную поверхность детали вдоль волокон древесины, без потеков и равномерно по всей поверхности. Время высыхания первого слоя 3-4 ч, после чего его шлифуют шкуркой № 12 без нажима. Пыль с поверхности детали удаляют влажной тряпкой или губкой. Высохший первый слой покрывают вторым слоем, разжиженным лаком (содержание шеллака около 12%). Второй слой также сохнет 3-4 ч, затем его шлифуют пемзовым порошком с водой (влажную льняную ветошь припудривают пемзовым порошком) Шлифовать следует легкими круговыми движениями без нажима, чтобы не сошлифовать лак. Удалив пыль, деталь покрывают третьим слоем лака (консистенция которого такая же, как и при нанесении второго слоя), затем деталь сушится в течение суток.

Полировка (окончательный процесс) производится льняным тампоном, увлажненным керосином и припудренным пастой ГОИ. Окончательно деталь протирается чистой ветошью.

С помощью шеллачного лака можно качественно отлакировать древесину хвойных пород. Ее шлифуют, обессмоливают и покрывают тонким слоем столярного клея. После полного высыхания клея поверхность древесины покрывают 5-6 слоями шеллачного лака. Время высыхания каждого слоя лака 3-5 ч, последнего - 1 сутки.

Шлифовальный брусок с зажимами

Высушенную поверхность полируют шлифовальным бруском с сукном, пастой ГОИ с подсолнечным маслом. После полировки масло удаляют тампоном, смоченным спиртом.

Лакирование масляными лаками.

Лакирование масляными лаками мало чем отличается от лакирования спиртовыми. Срок сушки каждого слоя масляного лака увеличивается до 2 суток. Лак в этом случае наносят щетинной кистью равномерно, без потеков.

После высыхания первый слой лака шлифуют шкуркой № 16 с легким нажимом вдоль волокон древесины. Пыль с поверхности удаляют ветошью и затем наносят второй слой лака. Высохший второй слой шлифуют пемзовым порошком, нанесенным на слегка увлажненный фетр или суконку. Пыль после шлифования удаляют и поверхность протирают чистой мягкой ветошью.

Третий слой лака наносится и шлифуется так же, как второй. Высушенную поверхность располировывают (разравнивают) тампоном из льняной простиранной ткани, смоченной спиртом. На тампон наносят несколько капель подсолнечного или льняного масла.

Располировка производится плавными круговыми движениями так, чтобы каждый последующий слой лака немного перекрывал предыдущий. Операция располировки повторяется 2-3 раза. Следы масла после последней располировки удаляют мягкой чистой ветошью.

Лакирование нитролаками.

При лакировании деталей из древесины нитролаками особое внимание необходимо обратить на сушку деталей, так как на недостаточно высушенной поверхности нитролаки очень плохо держатся.

В продаже имеются нитролаки марок: НЦ-221, НЦ-222, НЦ-224 (прозрачные), НЦ-218 (прозрачный темный), НЦ-243 (непрозрачный) и др. Лучшим из них является нитролак НЦ-222. Лаковое покрытие, полученное после нанесения нитролака НЦ-222, обладает высокой твердостью, хорошо шлифуется и полируется.

В помешении, где производится лакирование, температура должна быть не ниже 18-20°С, помещение должно проветриваться.

Лак наносится на обрабатываемую поверхность пульверизатором равномерным слоем, без пропусков и потеков Каждый последующий слой лака следует наносить в направлении, перпендикулярном предыдущему. Сохнет каждый слой около часа.

Первый, второй и третий слои лака после сушки шлифуются шкуркой № 20-16 с небольшим нажимом. После нанесения четвертого слоя лака деталь просушивается в течение суток и затем шлифуется шкуркой № 12, при этом поверхность обрабатываемой детали слегка увлажняют керосином или бензином. Отшлифованную таким образом деталь насухо протирают мягкой ветошью.

Наиболее ответственной и точной операцией в процессе лакирования является располировка. Располировка (выравнивание поверхности) производится тампоном из льняной стираной ткани, смоченным небольшим количеством смеси спирта-ректификата и растворителя № 646 (взятых в пропорции 1:1).

Для получения лаковой пленки повышенного качества ее покрывают (тампоном) двумя слоями шеллачной политуры (концетрация 6-8%). Высыхание шеллачного покрытия длится двое суток, после чего поверхность обезжиривается спиртом-ректификатом.

Еще один способ лакирования нитролаками. Поверхность древесины подготавливают обычным способом. На чистую и сухую поверхность пульверизатором наносится бесцветный нитролак (например, нитролак НЦ-222). Вязкость первых слоев нитролака должна быть снижена, т.е. купленный в магазине нитролак разбавляется 10-15% растворителя. Вначале на поверхность древесины наносят 4-5 слоев нитролака; время сушки между слоями 10- 15 мин при температуре 30°С (при 18-20°С время сушки увеличивается до 30 мин).

Следующие два слоя наносят нитролаком, разбавленным 8-10% растворителя, и еще один слой - нитролаком, разбавленным 6-8% растворителя. Время сушки между слоями такое же, как и при покрытии первыми слоями. Окончательная сушка - 2 суток при температуре 18-20°С.

Высушенная поверхность шлифуется абразивной шкуркой № 16-12 с уайт-спиритом. затем зерно шкурки постепенно уменьшается до № 6.

Протертая после шлифования поверхность покрывается еще двумя слоями нитролака. Время сушки между слоями 30 мин, после второго слоя - сутки.

Далее поверхность полируется пастой ГОИ, нанесенной на шлифовальный брусок с сукном, суконка инструмента смачивается уайт-спиритом. Затем поверхность протирается ватным тампоном, смоченным полировочной водой. Протирка идет кругообразными движениями до получения зеркальной поверхности. После этой операции поверхность протирают сухим ватным тампоном.

Лакирование полиэфирными лаками.

Полиэфирные лаки представляют собой бесцветные пластмассы, очень крепкие и хорошо сцепляющиеся с древесиной.

Умельцы обычно применяют полиэфирные лаки холодного отверждения - многокомпонентные составы, которые смешиваются непосредственно перед употреблением (жизнеспособность лаков до 16 ч, время полного отверждения не более 24 ч).

Преимущества полиэфирных лаков:

  • при нанесении одного слоя лака можно получить пленку толщиной до 0,4 мм за счет того, что слой лака не высыхает, а полимеризуется, не изменяя своей толщины (это говорит о том, что это пластмассы, а не лаки);
  • пленка лака зеркальная, прозрачная и бесцветная (очень похожа на полированную поверхность);
  • высокая стойкость пленки к действию многих химических веществ, солнечного света, температур, истирания;
  • простота и скорость обработки;
  • пониженная горючесть пленки.

Технология работы с полиэфирными лаками холодного отверждения следующая. Смешивают компоненты лака в пропорциях, указанных на этикетке. Лак наносят методом полива или распыления на горизонтальную плоскость. Края плоскости обклеивают липкой лентой, чтобы она слегка выступала выше плоскости и не давала бы лаку стекать с плоскости. После затвердевания лака липкую ленту удаляют.

Покрытую полиэфирным лаком поверхность полируют шлифовальным бруском с сукном с применением пасты ГОИ и растительного масла. После полирования масло удаляют тампоном, смоченным спиртом. Поверхность протирают сухим и чистым ватным тампоном.

Покрытие древесины лаком

Чтобы получить отличный внешний вид и максимально защитить деревянные изделия, большинство мастеров выбирают алкидные или полиуретановые лаки на масляной основе. И всем им знакомо разочарование, вызываемое осевшими пылинками, следами кисти и потеками, свойственными этим покрытиям. Не принимайте эти досадные огрехи как неизбежность, лучше испытайте на практике эти советы, и результат в виде безупречно гладких и великолепно выглядящих поверхностей вам гарантирован.

1. Прежде чем начать

В большинстве случаев лаки на масляной основе высыхают медленно, образуя липкую поверхность, на которую оседает пыль. При похолодании время высыхания затягивается в несколько раз, поэтому в помещении, где производится отделка, следует поддерживать температуру не ниже +20°С. Окружающий воздух должен быть чистым, поэтому заниматься отделкой лучше вдали от пыльной мастерской (если возможно). Протрите пол влажной тряпкой, подстелите бумагу и удалите с изделия пыль с помощью пылесоса, липкого тампона или ткани, смоченной уайт-спиритом. Работая с любыми растворителями, наденьте подходящие перчатки и позаботьтесь о хорошей вентиляции рабочей зоны.

Выбирайте высококачественные кисти из натуральной щетины с расщепленными кончиками, увеличивающими число точек контакта, что позволяет наносить лак более равномерно. Если смотреть на кисть сбоку, ее кончик должен выглядеть заостренным.

Необходимо хорошо видеть то, что вы делаете. Расположите рядом яркий источник света под небольшим углом к поверхности. Сначала нанесите два-три слоя глянцевого лака. Для заключительного слоя выберите лак требуемой степени блеска, глянцевый или матовый. Следуя этому правилу, удастся избежать помутнения, свойственного многослойной пленке матового лака.

Если вы наносите лак при обычном для мастерской освещении, легко пропустить участок или не заметить лужицу. Исправьте положение, поставив рядом лампу и направив ее в свою сторону. Свет, отраженный мокрой поверхностью, выявит все потеки, пылинки и другие дефекты.

Читайте также Выбор и монтаж душевой кабинки

Поставьте рядом лампу и направьте ее в свою сторону

2. Во время работы

Чтобы отделочный состав оставался чистым, отлейте из банки небольшое количество в отдельную емкость, достаточно широкую, чтобы окунуть кисть. Для первого слоя разбавьте лак наполовину уайт-спиритом. Такая смесь высыхает тонким слоем, более твердым, чем неразбавленный лак, облегчая шлифовку характерных для первого слоя шероховатостей и почти не забивая наждачную бумагу. Второй и третий слои можно немного разбавить или же нанести неразбавленный состав. Однако при температуре выше +30°С возникают проблемы, вызванные ускоренным высыханием. В результате быстрого образования поверхностной пленки воздушные пузырьки не успевают выйти наружу, и покрытие становится бугристым. Замедлить высыхание и дать возможность исчезнуть воздушным пузырькам можно, применяя смесь из 20% уайт-спирита и 80% лака.

После тщательной просушки каждого слоя слегка отшлифуйте поверхность наждачной бумагой зернистостью 320 единиц, чтобы удалить мельчайшие шероховатости и выровнять лаковую пленку. Если серьезных дефектов нет, обработайте поверхность стальной шерстью N2 0000 для улучшения адгезии следующего слоя. При нанесении лака на водной основе вместо стальной шерсти используйте мелкозернистую абразивную губку. Смочите ткань уайт-спиритом и протрите поверхность, чтобы удалить следы шлифовки. Нанесите не менее трех слоев лака на крышку стола или другую поверхность, подверженную интенсивному износу. Для других поверхностей, как правило, достаточно двух слоев, а участки с мелкими рельефными деталями будут выглядеть лучше, если нанести два слоя лака, разбавленного в соотношении 50:50.

Три секрета аккуратного нанесения лака

На крышку стола или другую горизонтальную плоскость наносите лак перекрывающимися полосами, проходящими по всей длине детали. Начинайте полосу, отступив от края около 75 мм, и проведите кисть до самого края. Затем вернитесь к начальной точке и продвигайте инструмент к противоположному краю.

Читайте также Как покрасить стены на кухне своими руками

Покрытие древесины лаком

Избавьтесь от воздушных пузырьков и следов кисти с помощью самой кисти. Прежде всего, отожмите щетину о край рабочей емкости или промокните бумажным полотенцем, чтобы удалить большую часть лака. Затем, удерживая кисть вертикально, проведите самыми кончиками щетинок по свежему лаку вдоль волокон древесины.

Покрытие древесины лаком

Если невозможно изменить положение вертикальной поверхности, наносите лак перекрестным способом, чтобы избежать потеков. Набирайте меньше лака на кисть, начав работу снизу и продвигаясь вверх. Наносите лак горизонтальными полосами от середины к краям. Затем выровняйте лаковый слой длинными вертикальными движениями, направленными снизу вверх.

Покрытие древесины лаком

3. Когда лак высохнет

После нанесения последнего слоя лака требуется выполнить еще несколько действий для получения профессионального результата. Дайте покрытию высохнуть в обычных условиях не менее двух недель, а затем отполируйте его. При этом удаляются все мелкие недостатки и выравнивается глянец. Возможно даже изменить степень блеска полуматового или глянцевого лака, получив в результате матовую или шелковистую поверхность (добиться зеркального глянца с большинством масляных лаков очень непросто). Особенно тщательной полировки требуют крышки столов и другие горизонтальные поверхности, которые наиболее заметны и чаще испытывают прикосновение. Другим деталям, например ножкам, достаточно лишь легкой шлифовки или обработки тонкой стальной шерстью.

Три этапа полировки для получения профессионального результата

Когда покрытие окончательно затвердеет, отшлифуйте его так же, как при межслойной шлифовке, используя только наждачную бумагу зернистостью 320 единиц со стеаратным покрытием или водостойкую бумагу и уайт-спирит в качестве смазки. При этом достаточно лишь выровнять мелкие неровности, после чего вытереть поверхность мягкой тканью.

Покрытие древесины лаком

После шлифовки используйте тонкую стальную шерсть (№ 0000) для создания мягкого шелковистого блеска. Прижимайте толстый кусок стальной шерсти ладонью и делайте длинные прямые движения вдоль волокон. Затем протрите поверхность тканью, смоченной уайт-спиритом.